Рабочая программа коррекционно- развивающего курса «Юный художник» АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ
Хинконен Л.И.

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н..

«Утверждено»
приказ по школе №128
от 29.08.2023г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности «Юный художник»
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического
развития(вариант 7.2)
1- 2 классы
Срок реализации – 3 года

г. Костомукша, 2023

Пояснительная записка
Актуальность программы.
Мы знаем, что все дети изначально талантливы. Поэтому очень важно заметить,
почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно
раньше проявить их на практике, в реальной жизни.
Направленность программы «Юный художник» является программой художественноэстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических
навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной.
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели)
М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, аппликации, а также о
наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих
чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и
развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения
детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют
своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого
интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение,
сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена
на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,
остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и нереализованными в
будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится чуть
ли не самым главным вопросом для современного человека. Рисование – одно из самых
любимых занятий детей раннего возраста. Дети рисуют карандашами, фломастерами, мелками
и красками, покрывая своими пока непонятными изображениями все на своем пути. Но
наступает такой момент в развитии детей, когда им уже нужно получать определенные
знания, навыки и приемы рисования, для того чтобы отчетливо изображать свои
наблюдения из окружающей жизни, выражать свои фантазии, создать свой мир на листе
бумаги.
Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами и техническими
приемами , которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с
помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Но
как объяснить маленькому ребенку язык изображения в простой форме? Как заинтересовать и
увлечь современных детей, проводящих большую часть времени у экрана телевизора и
компьютера? Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те
необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он
почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей,
чтобы смог выражать свои оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком
Задача состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее

количество учащихся.
В программе сделан акцент на тесную взаимосвязь содержания обучения и развития
отношений детей с окружающей природой, с особенностями местности, климатическими
условиями, с экологическими факторами жизни.
Изучение природы, структурного строения - внешней формы и внутренней конструкции её объектов(деревьев, листьев, растений, камней, ракушек и др) - одна из первоочередных задач в
процессе освоения школьниками изобразительного искусства. Только изучив и поняв природу, её
цельность, взаимозависимость объектов природы, можно осознать, что искусство призвано
выразить суть жизни, её вечность.
Другим важным моментом программы является освоение учащимися истории родного
края, прошлого своего народа. Материал программы включает в себя знакомство с традиционным
бытом предметным окружением, народным декоративно- прикладным искусством. В ходе работы
у детей развиваются такие качества, как усидчивость, умение доводить начатое до конца,
уважительное отношение к труду и формирует устойчивый интерес к культурному наследию.
Вывод о важности поставленных задач основывается на решении социальных проблем, а именно
привлечение детей к творческой деятельности, общению друг с другом, умению занимать своё
свободное время интересным и полезным для общества делом. О нужности данной работы
говорят и результаты, а именно интерес детей.
Цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической
отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и
профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу
приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения,
образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в
реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности
ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и
эстетического воспитания.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по
степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют
творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом
уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят
путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более
сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в
этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных
и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

всех сторон (дети, родители, педагоги);
различных направлений и форм занятия;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-15 лет.
Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах
изобразительного искусства.
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 3 года обучения.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда
обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные
на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов
войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников
имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в
выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это
обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами
творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных
средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике,
живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или
учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в
конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с
элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а
затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного
восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы,
как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные,
чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы
(постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока,
полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего
оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения
нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый,
по - настоящему желающий этого, ребенок.
В конце обучения обучающийся должен знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и
живописи, цвета: главные и дополнительные, холодные и теплые;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень,
блик), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, эскиз, дальний план, сюжет;
линейная перспектива, главное, второстепенное;
- об основах цветоведения, как манипулировать различными мазками, усвоит азы
рисунка, живописи и композиции,
- основы линейной и воздушной перспективы.
обучающийся будет уметь:
- передавать на бумаге геометрическую основу формы предметов, их соотношения в
пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; настроение в работе; применение
основ линейной и воздушной перспективы.
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать
подручный материал;
обучающийся будет способен проявлять коммуникативные качества:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
- образовательные, художественно-творческие– программа способствует :
-эмоциональному развитию детей; Приобщение ребенка к различным видам искусства
(живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература)
-развитию
творческих способностей, фантазии и воображению, способствует
воображению их внутреннего мира посредством детского рисунка;
-способствует развитию интеллектуального уровня, т.к. в процессе работы
рассматриваются произведения искусства; развитие умения анализировать произведения
искусства и давать оценку своей работе;
-развитие образного мышления,умения воплощать своё целостное представление о мире в
осмысленной деятельности используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений
в реализации творческих идей;
- воспитательные –
-формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через
художественное творчество,
- восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного
опыта и самосозидания;
- развивитие таких качеств,как усидчивость,умение доводить начатое до конца,
-уважительное отношение к труду и формирование устойчивого интереса к культурному
наследию.
- технические–
- приобретение технических знаний, умений и навыков необходимых для творческого
процесса в изобразительной деятельности.
- освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка,
живописи и композиции).
-умение работать с различными материалами изобразительной деятельности- акварель,
гуашь, графические материалы.
Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь детей , зажечь , душевно
разбудить ребят. Создаются условия благоприятные для сопереживания. В сопереживании
кроются истоки нравственности. Все впечатления, представления и знания, которые прошли
через душу ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой
зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру
и злу.

Методы и приемы, используемые в коррекционно-образовательном процессе
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и
принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, остановимся
на трех основных их группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в
специальном образовании:
- информационные методы (беседа, консультирование, использование средств
массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе
личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
- практически-действенные методы - приучение, упражнение, воспитывающие
ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные
методы - арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства),
иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.;
- побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение,
осуждение, порицание, наказание).
Рассмотрим в качестве примера особенности реализации некоторых методов
воспитания в системе специального образования. Наиболее доступны для детей с отклонениями
в развитии практически-действенные методы воспитания.
Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков
социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков
самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие
ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методам.
Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также
реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка
словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») ,только словесное поощрение.
Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное
порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий
достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального
поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения,
эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях.
Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от
него требуется. Поэтому педагог, всегда проявляют необходимую сдержанность в порицании
ребенка и выражают неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти
знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть
(слышать) это», «я огорчен(а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение
действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного
поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания:
словесное порицание, выговор.
В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если
ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не
причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается
привыкание к нему.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя
элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида
занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим
видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку,
будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические
процессы, которые лежат в их основе.
Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния
детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы.

Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений
пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством
повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка
начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой
моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует
тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии
речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Позитивно влияет на развитие интеллекта.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических
процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики
кисти и пальцев рук.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости
от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.
Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от
неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными
материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие
снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как:
красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с
помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном,
теплом песке.
Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного
средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального
настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на
развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников,
музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту.
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное
психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к
другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления
ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и
безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во
взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного
роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным
оберегом детства.
Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой
гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают
эмоциональный настрой ребенка
Список литературы
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в первом классе. М. «Просвещение»


1981 год.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во втором классе. М. «Просвещение»
1984 год

Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО
«Учебная литература», 1995 год.

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы.
Издательский дом «Дрофа», 1

Неменский Б.М. Изобразительное искусство 1-4 класс: Методическое пособие –
М.: Просвещение, 2008 г

«Изобразительное искусство в начальной школе». 1-2 класс. 1 часть.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 2007 г.

«Изобразительное искусство в начальной школе». 1-2 класс. 2 часть.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 2007 г.

«Изобразительное искусство в начальной школе». 3-4 класс. 1 часть.

В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 2007 г.

«Изобразительное искусство в начальной школе». 3-4 класс. 2 часть.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 2007 г.

Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями
изобразительного искусства // Начальная школа. – 2007.

Я познаю мир: Культура / сост. Н.В.Чудакова. – М.: АСТ – ЛТД. 2008.

Н.М. Сокольникова «Основы рисунка», Н.М. Сокольникова «Основы живописи»,
Н.М Сокольникова «Основы композиции» ,Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и
методика его преподавания в начальной школе. Москва, «ACADEMA» 2005 г.
Содержание программы.
1 класс
Тема: «Учимся изображать, украшать, строить»
Раздел 1: «Гномыч Изображения помогает видеть, учит рассматривать»
Понятия: коллективная работа, фантазирование, сказка; художественный образ,
пропорции фигуры человека; пейзаж, цветоведение, изображение животных, сочинение сказки,
смешивание цветов.
Раздел 2: «Гномыч Украшения учит украшать»
Понятия: графика, узор, орнамент, художественный образ, композиция, ритм, движение,
основы дизайна, фантазирование.
Раздел 3: «Гномыч Постройки учит строить»
Понятия: конструирование из бумаги, оригами, архитектура, художественный образ,
фантазирование, композиция.
Раздел 4: «Королева Композиция сказочной страны»
Понятия: изображение с натуры и по памяти; формат листа горизонтальный и
вертикальный; соразмерность в изображении; плановость в пейзаже; равновесие в картине; ритм
и движение; фантазирование и художественный образ.
№
1
2-3
4
5
6-7
8
9-10
11-12
13-14
15
16-17
18
19

20
21
22-23
24

Учебно - тематический план занятий (33 ч)
Тема
Как научиться рисовать. Изучение палитры. Мы знакомимся с
волшебными красками.
Элементы композиционного построения рисунка. Композиция
"Вспоминаем лето"
Знакомство с перспективой. Выполнение рисунка на
произвольную тему с применением перспективы.
Акварель. Приёмы работы акварелью. Воздушная перспектива.
Композиция с перспективой. Гуашь. Приёмы работы.
Наблюдаем осень. Листья.
Композиция "Золотая осень"Тёплые цвета.
Холодные цвета. Дождь. Пасмурно.
Холодные цвета. Вечер. Ночь.
Работа карандашом. Городской пейзаж. Эскиз.
Городской пейзаж. Выбор цвета.
Городской пейзаж. Прорисовка.
Учимся рисовать деревья. Чем они отличаются друг от друга.
"Как живут деревья" Знакомство с картинами художниковпейзажистов.
Ёлка, сосна. Рисуем гуашью.
Составляем лес из деревьев. Коллективная работа
Композиция "Лес" Рисуем гуашью
"Весёлый зоопарк" Рисуем животных. Кошечка.

Количе
ство часов
1
2
1
1
2
1
2
2
2
1
2
1
1

1
1
2
1

25
26
27
28-29
30-31
32-33

Рисуем зайчика.
Рисуем снегиря.
Рисуем синичку.
Волшебное зимнее дерево. Декоративная работа.
Композиция "Зимний пейзаж"
Кто рисует на окне. Рисование узора белой краской на
тонированной бумаге. Применение приёмов кистевой росписи.
Беседа о вологодских кружевах.

1
1
1
2
2
1

Содержание программы.
1 (дополнительный) класс
Тема: «О чем и как говорит искусство»
Раздел 1: « Чем и как работают художники»
Понятия: различные техники в изобразительном искусстве; цветоведение, композиция,
графика, отпечаток, аппликация, оригами, художественный образ.
Раздел 2: «Декоративно- прикладное искусство и основы дизайна
Понятия: геометрические фигуры, геометрический орнамент, узор, пропорции фигуры
человека, основы дизайна одежды.
Раздел 3: «Реалистическое изображение в искусстве»
Понятия: анималистический жанр, правила изображения с натуры, пропорции,
композиция, цветоведение.
Раздел 4: «Как говорит искусство»
Понятия: теплые и холодные цвета, контраст, цветоведение, мазки, художественный
образ, графика.
Учебно - тематический план занятий 1 (доп) класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема
Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Изображение птиц в
небе.
Линии. Характер линий. Рисуем деревья в технике: карандаш, гел.
ручки, фломастеры.
Рисуем деревья
Акварель. Рисуем лес.
Гуашь. Деревья гуашью.
Ритм линии. Рисуем лес, ручьи и тропинки.
Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета.
Композиция "Шум птиц"
Тёплые цвета. "Золотая осень"
Холодные цвета. Фон. "Осень. Пасмурно."
Контраст. Изображение ковра, состоящего из цветных лоскутков.
Жанр изо искусства - портрет. Пропорции лица.
Фигура человека. Пропорции.
Учимся рисовать фигуру человека в движении.

Колво
часо
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31

32
33

Рисуем ёлку в различной технике. Рисуем сосны.(гуашь)
Композиция "Лес"
Рисуем снежинки(восковые мелки, акварель)
"Окно", "Узоры на окне"
Композиция "Новогодняя дверь"
Учимся делать открытки. "С Рождеством"
"Фантастический зверь»
«Наши зимние забавы» (работа по памяти)
«Жар Птица» Создание образа сказочной птицы – птицы
«Счастье», «Сирин», «Эльконост».
Натюрморт «Овощи и фрукты» цветные ручки, фломастеры.
Транспорт(графическая работа)
Трёхмерное изображение. Передача объёма объекта.
«Волшебный мир аквариума» Рыбка.(гуашь)Работа по-сырому
Разноцветные бабочки. Графический дизайн.
«Веселый человек» (графическая работа). Конструктивность.
Развитие фантазии.
Композиция "Цирк"(с животными)
Русский народный костюм. История народного костюма (женский,
мужской) а) графическое изображение народного костюма.
б) украшение орнаментом костюма.
в) цветовое решение.
"Сказка". Иллюстрация к сказке. Художник-иллюстратор. Значение
иллюстрации. Работа над композицией.
«В царстве нежности».Рисуем цветы мамам. Мир цвета. Смешение
красок с белой краской. Получение пастельных тонов.
Создание композиции «Весна».
Композиция на экологическую тему. Плакат.
Архитектура.
Пейзаж – радуга. Законы перспективы, наброски, зарисовки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

Содержание программы.
2 класс
Тема: «Искусство в жизни человека»
Раздел 1: «Искусство в твоем доме»
Понятия: узор, украшение, орнамент, натюрморт, изображение с натуры, натюрморт
настроения, цветоведение, графика, коллаж, аппликация, цветовой контраст, геометрические
фигуры, объем, основы перспективы, изображение комнаты, фантазирование, художественный
образ.
Раздел 2: «Искусство на улице»
Понятия: экскурсия, памятники архитектуры, изображение с фотографии,
художественный образ, фантазирование сказочного города.
Раздел 3: «Основы цветоведения и композиции»
Понятия: цветоведение, приближенные и контрастные цвета, зимний пейзаж;
доисторический мир, фантазирование, динозавры, композиция; тайны космоса, планеты
солнечной системы, инопланетная жизнь, художественный образ; разные виды мазков, морской
пейзаж, закат; весенний пейзаж, весенние цвета.
Раздел 4: « В музеях хранятся натюрморты, пейзажи, портреты»
Понятия: композиция в натюрморте, натюрморт, цветоведение, портрет, автопортрет,
бытовой жанр, летний пейзаж.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в
форме:

- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Учебно - тематический план занятий 2 класс.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Вводное занятие. Цветовая палитра. Цели и задачи.
Рисование с натуры. Ветка рябины.
Натюрморт "Осенний" (гуашь)
Композиция "Деревья в парке"
Рисование с натуры "Букет из листьев"
"Тайна подводного царства"
Графическая работа. Дизайн."Ракушка"
Графический дизайн". Дерево"
Стихия земли. "Черепаха"
Стихия воздуха. "Птица в небе"
Портрет человека
Карнавальная маска.
Композиция "Зима пришла"
"Зимние узоры"белым по чёрному.
Композиция "Карнавал. Человек. Движение.
Открытка к Новому году.
Натюрморт, состоящий из бытовых предметов.
Наброски фигуры человека. Быстрые зарисовки. Материал:
карандаш, уголь.
Рисунок головы. Карандаш, уголь.
Композиция с человеком. Бытовой жанр. Космос.
Зарисовки животных. Анималистический жанр.
Зарисовки растений. Ветки деревьев.
Композиция "Пейзаж" Акварель.
Композиция "Пейзаж" Гуашь.
Архитектурные стили разных эпох. Конструкция зданий.
Рисуем окна разных стилей.
Декоративное украшение здания. Зарисовка здания.
Композиция с интерьером.
Ландшафтный дизайн.
Декоративное искусство. Орнаменты разных народов.
Исторический жанр. Костюмы разных эпох.
Графический дизайн". Цветок"
Графический дизайн. "Натюрморт"
Рисуем насекомых. Графическая работа.

Кол-во
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».