Рабочая программа учебного предмета «Информатика» АООП для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ
Хинконен Л.И.

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н..

«Утверждено»
приказ по школе №128
от 29.08.2023г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Информатика»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучающихся с умственная отсталостью (интеллектуальными
нарушениями (вариант 1)
7 - 9 классы

г. Костомукша
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП УО (вариант 1)),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика»
и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному
предмету «Информатика» рассчитана: в 7 классе на 34 учебные недели и составляет 17
часов в год (0.5 часа в неделю); в 8 классе на 34 учебные недели и составляет 17 часов в
год (0,5 часа в неделю); в 9 классе на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5
часа в неделю).
АООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Информатика».
Цель обучения: ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с
компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Задачи обучения:
 дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них
систему знаний о компьютерных ресурсах.
 развивать познавательный интерес к использованию информационных и
коммуникационных технологий.
 расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о
компьютерных технологиях и способах их практического применения.
 повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных
навыков и умений.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 класс
1.Компьютер для начинающих (4 ч)
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация
рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской
раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как
работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью
меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню». Клавиатурный тренажер.
2.Информация вокруг нас (8 ч)
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше.

Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить
лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и
средства передачи информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод
координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления
информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от
рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация
информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления
информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его
запись. Запись плана действий в табличной форме (ознакомительно).
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии (5 ч)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор.
Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О
шрифтах.
Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической
информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся
изображений.
Компьютерный практикум
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения
Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического
редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
8 класс
1.Компьютер и информация (6 ч)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной
техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное
кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.
Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную (ознакомительно).
Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера (ознакомительно).
История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1»
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word»

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи»
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2.Человек и информация (7 ч)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество,
перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие)
(ознакомительно). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма
мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3.Элементы алгоритмизации (4 ч)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».
Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года».
Практическая работа №15 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
9 класс
1. Объекты и их имена (4 ч)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и
их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2.Информационное моделирование (9 ч)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые
таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные
таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.
Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья (ознакомительно).
Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3.Алгоритмика (4 ч) (ознакомительно)
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных
алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл
«пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.

Тематическое планирование
№

1
2
3
1
2
3
1
2
3

Название раздела
7 класс
Компьютер для начинающих
Информация вокруг нас
Информационные технологии
8 класс
Компьютер и информация
Человек и информация
Элементы алгоритмизации
9 класс
Объекты и их имена
Информационное моделирование
Алгоритмика (ознакомительно)

Кол-во
часов
4
8
5
6
7
4
4
9
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные
особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной
деятельности по изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают
овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно
по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень является обязательным
для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
7 класс

Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»,
«информационный объект»;
 различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
 приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
 приводить примеры информационных носителей;
 иметь представление о способах кодирования информации;
 запускать программы из меню Пуск;
 вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
 уметь применять текстовый редактор для набора,
редактирования
и форматирования простейших текстов;
 знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Достаточный уровень:
 понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»,
 «информационный объект»;
 различать виды информации по способам еѐ восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
 приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
 приводить примеры информационных носителей;
 иметь представление о способах кодирования информации;
 уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
 определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты
информационных функций человека;
 различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
 запускать программы из меню Пуск;
 уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
 вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
 уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов;
 уметь применять простейший графический редактор для создания и
редактирования рисунков;
 уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
 знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места,
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами
ИКТ.
8 класс

Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
 понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
 приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между
понятиями;
 иметь представление об алгоритмах;
 уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
 выполнять основные операции с файлами;
 уметь применять текстовый процессор;
 уметь применять инструменты простейших графических редакторов для
создания и редактирования рисунков;
 иметь представление об этических нормах работы с информационными
объектами.
Достаточный уровень:
 понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
 приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между
понятиями;
 различать необходимые и достаточные условия;
 иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
 иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
 уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
 определять назначение файла по его расширению;
 выполнять основные операции с файлами;
 уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и
форматирования текстов, создания списков и таблиц;
 уметь применять инструменты простейших графических редакторов для
создания и редактирования рисунков;
 создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих
выступлений;
 иметь представление об этических нормах работы с информационными

объектами.
9 класс
Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами
ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы, выполнение
компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками).
Достаточный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами
ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы, выполнение
компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками), доступными
электронными ресурсами;




пользование компьютером для поиска, получения, хранения,
воспроизведения и передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом с помощью инструментов ИКТ.

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.

Критерии оценки предметных результатов
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию
учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или
неполный, несвязный.
Отметка «2»: не ставится.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой
последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное
обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или
допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: не ставится
Грубыми ошибками следует считать:
1.Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории,
приёмов составления алгоритмов.
2.Неумение выделять в ответе главное.
3.Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов,
неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её
решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе;

ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.
4.Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5.Неумение подготовить к работе компьютер, запустить программу, отладить её,
получить результаты и объяснить их.
Негрубыми ошибками считаются:
1.Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2.Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3.Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты:
1.Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата.
3.Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.Орфографические и пунктуационные ошибки.
Критерии оценки тестов, зачётов контрольных и самостоятельных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил 90 – 100% работы.
Оценка «4» ставится, если учащийся выполнил 70 – 89 % работы.
Оценка «3» ставится, если учащийся выполнил 30 – 69 % работы.
Оценка «2» не ставится


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».