РП учебного курса «Ритмика» АООП НОО обучающихся с нарушением РАС (вариант 8.2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 25.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного курса «Ритмика»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
с нарушением расстройства аутистического спектра (вариант 8.2)
2 класс
Срок реализации – 1 год

г. Костомукша
2023 г

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) 2 класса составлена
на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014
г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).
Занятия проводятся 2 часа в неделю (68 часов в год)
Коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей с РАС к
самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития
учащихся.Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных
обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда дети сталкиваются с
ними в быту, это вызывает значительные затруднения. Во втором классе учащиеся изучают
темы: «Я и моя семья», «Жилище», «Почта. Телеграф»,«Транспорт», «Организация
общественного питания» «Магазины».
Цель предмета:
- сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах
общественной жизни, труда и быта людей,
- практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам
Задачи предмета:
- учить детей с РАС правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям,
связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи,
- закладывать основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном)
окружении.
- организовывать занятия главным образом, в форме экскурсий и уроков, которые
проходят в виде сюжетно-ролевых игр.
Вследствие крайней неоднородности состава детей с РАС диапазон различий в требуемом
уровне и содержании их программ обучения должен быть максимально широким, каждый
педагог, ориентируясь на примерное содержание рабочих программ, адаптирует их к
особенностям конкретного обучающегося с РАС, исходя из его индивидуальных
особенностей. Даже наиболее благополучные дети с РАС нуждаются в специальной
поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей.
Необходимо

учитывать

особые

образовательные

потребности

детей

с

РАС,

зафиксированные в примерных АООП при проведении уроков:
•

для детей, не получивших опыта дошкольного образования, в начале

обучения возникает необходимость

постепенного

и индивидуально дозированного

введения ребенка в ситуацию обучения в классе.
•

необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в

классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться
за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ,
поделиться впечатлениями;
•

необходимо создание особенно четкой и

упорядоченной временно-

пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему
опору для понимания происходящего и самоорганизации;
•

необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности

участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода
перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в
использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке
возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
•

в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим

учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей
освоения «простого» и «сложного»;
•

необходима

специальная

коррекционная

работа

по

осмыслению,

упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне
неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в

проработке впечатлений,

воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать,
сравнивать;
•

ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и

осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического
формального накопления и использования для аутостимуляции;
•

ребенок с РАС на уроке нуждается в создании условий обучения,

обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких
перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика
класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
•

необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального

контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему
симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

•

педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с

РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему
симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
•

необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и

соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими
людьми, их взаимоотношений;
•

для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие

у него избирательные способности;
•

ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в

индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства
за пределы класса и образовательного учреждения в целом.
С учётом этих особенностей педагогам рекомендуется:
- четкое деление на этапы урока, логическая связь этапов;
- подача нового материала небольшими дозами; постоянное повторение в различных
вариантах.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня
интеллектуального развития обучающихся с РАС. Характерной особенностью учебновоспитательного процесса должно стать активное воздействие на умственное развитие
детей с РАС в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.
В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются
организационно-педагогические технологии:
1) сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися с РАС на
уроке и коррекционном занятии, с целью устранения причин, вызывающих трудность в
обучении, оказание индивидуальной помощи обучающимся с РАС;
2) информационно - коммуникационная технология в целях развития коммуникативной
культуры, развития речи, памяти и т.д.
3) из предметных технологий используются игровая технология, метод проектов и т.д. для
развития познавательных интересов обучающихся с РАС в соответствии с возрастными
особенностями.
С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся
с РАС используются:
•

формы организации учебного процесса: работа в группах и

в парах,

проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
•

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-

репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

•

Формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия

работы, самооценка (с помощью учителя или тьютора), проекты, тесты, и др.
При использовании примерной программы необходимо помнить о крайнем
разнообразии проявлений расстройств аутистического спектра и о том, что каждому
конкретному обучающемуся необходим индивидуальный подход в выборе форм и
видов деятельности, отборе содержания программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
Иметь представление о:
- составе семьи;
- назначении электрических приборов (чайник, электроплита, пылесос)
Знать:
- состав своей семьи, имена, отчества, фамилию своих родителей;
- санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми
электроприборами;
- правила пользования пылесосом.
Уметь:
- пользоваться общественным транспортом;
- пришить пуговиду, зашить небольшую дырку на одежде;
- пылесосить ковры, мягкую мебель с помощью учителя;
- подписать конверт и открытку, отправить их;
- упаковать товар и сложить его в сумку с помощью взрослого;
- донести покупки до дома.
Личностные результаты:
1) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
3) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней.
Коммуникативное взаимодействие с группой учащихся.
Коммуникативное взаимодействие с учителем.
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и

выходить из-за парты).
Умение использовать по назначению учебный материал.
Работать с учебными принадлежностями: инструментами, инвентарём.
Умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Умение выполнять инструкции педагога.
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Контрольно-измерительные материалы
I триместр
1. Покажи и назови членов своей семьи на фото в альбоме.
2. Покажи на картинке швею, почтальона, продавца; расскажи, что они делают.
3. Выбери правильно картинку: повар, учитель, врач. Какие инструменты они
используют в своей работе

II триместр
1. Покажи на картинке сельский дом, объясни свой выбор.
2. Покажи на картинке «Кухня» плиту для приготовления еды, электрический
чайник, холодильник, микроволновку. Расскажи об их назначении
3.Выбери картинку, на которой изображен пылесос. Как его правильно
использовать, соблюдая ТБ?
4. Выбери конверт, открытку из раздаточного материала. Расскажи, как их
заполнять
III триместр
1. Покажи на картинке автобус, троллейбус, трамвай, легковой и грузовой
автомобили. Чем они отличаются?
2. Выбери правильно картинку: кондуктор, шофёр, пассажиры. Назови
правила поведения (пассажиров/ пассажиров и водителя)
3. Покажи на картинке проездной билет, расскажи для чего он нужен.
Итоги года
1. Выбери название магазина, в котором можно купить: хлеб, молоко, кефир,
мыло, туалетную бумагу, тетради, карандаш и ручку. Чем отличается «магазин
у дома» от гипермаркета?
2. Разложи картинки правильно: товар – магазин. Назови их.
3. Собери ситуацию правильно (поход в магазин; семейный ужин и др.).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные виды учебной деятельности, применяемые на уроке: наблюдение,
эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач
(проблем) (совместно с учителем и другими обучающимися класса, возможно, в паре с

другим учеником, не имеющим ОВЗ), дискуссии в кругу, ролевые игры.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений одноклассников.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Программирование деятельности (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Формы контроля:

Формы

•

текущее оценивание;

•

тематическое оценивание;

•

индивидуальные задания;

•

учет личных достижений обучающихся с РАС.
учебной

деятельности,

применяемые

на

уроке:

фронтальная

работа,

индивидуальная, групповая, погрупповая, работа в парах. При проведении фронтальной
работы на уроке, ребенку с РАС может требоваться поддержка со стороны тьютора.
Виды учебной деятельности обучающихся и формы организации учебных
занятий, применяемые в рамках конкретных дисциплин отбираются учителем
исходя из индивидуальных возможностей ребенка к освоению конкретной темы в
связи с чем не уточняются дополнительно в тематическом планировании
программы.
Содержание курса
№
п/п

Раздел

I

Техника

Колич
ество
часов
8

Краткое содержание курса
ТБ при нахождении в кабинете. Личная гигиена.

II

безопасности и
культура
поведения
Я и моя семья.

8

III

Жилище

8

IV

Почта. Телеграф

8

V

Транспорт

10

VI

Организация
общественного
питания

10

VII

Магазины.

16

Закаливание. Гигиена зрения. Культура поведения.
Поведение в общественных местах. Изучение
социальных историй по темам.
Знание место работы родителей, бабушек и дедушек
и их профессий. Посещение (по возможности) места
работы родителей и знакомство с характером их
труда. Посещение 2-3 организаций и кабинетов для
знакомства с трудом людей, которые занимаются тем
же трудом, что и члены семьи обучающихся
(учитель, продавец, почтальон, медецинская сестра,
программист). Знание, в каком классе учатся или где
работают брат, сестра.
Правила техники безопасности при пользовании
электроприборами (пылесос, микроволновая печь и
др.), электроплитой и газовой плитой.
Почта. Почтовые отправления: письма, открытки,
посылки, бандероли. Правила оформления.
Правила пользования общественным транспортом.
Остановки транспорта по пути следования в школу.
Составления безопасного маршрута от дома до
школы и в другие точки населенного пункта.
Обсуждение правил поведения в общественном
транспорте с использованием социальных историй
Знакомство с предприятиями общественного
питания (экскурсии в кафе, столовые). Практические
занятия по посещению предприятий общественного
питания. Посещение небольших кафе у школы.
Покупка в магазинах штучных товаров первой
необходимости: булок, хлеба, соли, молока, масла и
др. фасованных товаров. Умение завернуть товар в
бумагу или пакет, сложить покупку в хозяйственную
сумку. Знание вреда для экологии от использования
пластиковых пакетов. Отчет о покупке дома и
размещение продуктов по местам. Виды магазинов:
промтоварный,
продовольственный,
магазин
«Книжный», «Канцелярские товары». Игра в
магазин. Социальные истории. Понимание отличий
«магазина у дома», гипермаркетов и супермаркетов.
Тренировка учащихся в умении отобрать нужный
товар в магазине и рассчитаться
в классе.
Систематические упражнения в размене денег и
подсчетах стоимости покупки и сдачи. Знание цен
основных хлебобулочных изделий, молочных
продуктов. Практические закупки товаров в
обычных магазинах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».