РП учебного курса «Формирование коммуникативного поведения» АООП НОО обучающихся с нарушением РАС (вариант 8.2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 25.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного курса «Формирование коммуникативного поведения»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
с нарушением расстройства аутистического спектра (вариант 8.2)
2 класс
Срок реализации – 1 год

г. Костомукша
2023 г

Рабочая программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного
поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) 2
класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.2).
Вследствие крайней неоднородности состава детей с РАС диапазон различий в
требуемом уровне и содержании их программ обучения должен быть максимально
широким, каждый педагог, ориентируясь на примерное содержание рабочих программ,
адаптирует их к особенностям конкретного обучающегося с РАС, исходя из его
индивидуальных особенностей. Даже наиболее благополучные дети с РАС нуждаются в
специальной поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных
потребностей.
Включение курса «Формирование коммуникативного поведения» в учебный план
для детей с РАС крайне необходимо и обусловлено в первую очередь, особенностями их
речевого и коммуникативного поведения.
Нарушения речи – являются одним из основных признаков расстройств
аутистического спектра. Проявления речевых нарушений при РАС чрезвычайно
многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены
нарушениями общения. Дети с РАС, даже при наличии речи, зачастую не используют ее
для коммуникации.
Особенности речевого развития детей с РАС:


Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто

отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;


Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность

(«попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;


Отсутствие обращений в речи, несостоятельность в диалоге (хотя

монологическая речь может быть развита хорошо);


Автономность речи;



Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их

неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а про других иногда «я»);



Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или

чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;


Нарушения грамматического строя речи;



Нарушения звукопроизношения;



Нарушения просодических компонентов речи.

Такие проявления могут встречаться и при других нарушениях, однако при РАС
большинство из них имеет определенные характерные особенности.
В настоящее время нет единой точки зрения на специфику работы по развитию
речи детей с РАС, так, отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию
эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в
речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта.
Последователи зарубежных авторов, речь формируют как поведение с помощью отработки
речевых стереотипов на основе подкрепления.
Учителя-логопеды, имеющие большой опыт работы с другими категориями детей с
речевыми нарушениями, при построении коррекционной работы, не всегда учитывают
особенности детей с РАС.
Работа над развитием устной речи и формированием коммуникативного поведения
у детей с расстройствами аутистического спектра является сложной и длительной. Речь у
многих детей с РАС формируется позже и зачастую используется механически, даже при
сохранных

интеллектуальных

способностях.

Дети,

как

правило,

не

становятся

инициаторами беседы, затрудняются в том, чтобы поддержать даже простой диалог.
Накопленный словарь зачастую используется механически, неосмысленно. Даже
дети с достаточно развитой речью могут не понимать смысла отдельных слов, не могут
ответить на вопросы, не понимают содержания беседы. Кроме того, дети с РАС, успешно
повторяя слова и короткие предложения, односложно отвечают, заимствуя слова из
вопроса, и не могут задать встречный вопрос, составить элементарный рассказ о себе. Без
специальных упражнений, направленных на решение этих проблем, работа на уроке
оказывается непродуктивной, у ребёнка формируется негативизм по отношению к
обучению, а процесс развития устной речи носит формальный характер.
Таким образом, работа по развитию речи и формированию коммуникативного
поведения у детей с РАС должна быть индивидуализированной, соответствовать уровню
интеллектуального развития ребенка, в ней необходимо учитывать особенности всей
клинико-психологической структуры, характерной для данной категории детей. На уроках
по курсу важно установить эмоциональный контакт с ребенком; работать над
активизацией речевой деятельности; формировать и развивать спонтанную речь по

различным социально значимым темам; развивать речь в обучающей ситуации.
Необходимо работать над: развитием понимания речи и особенностей поведения других
людей; формированием элементарного диалога; увеличением словаря; алгоритмами
речевого взаимодействия в различных ситуациях.
Если возникает такая возможность, на урок следует привлекать других
специалистов и родителей, чтобы дети учились взаимодействовать в речевых ситуациях с
разными людьми.
С целью

достижения планируемых результатов освоения АООП НОО

обучающихся с РАС используются:
• формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная
работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
• Методы

обучения:

словесный,

наглядный,

практический,

объяснительно-

репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
• Формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия работы,
самооценка (с помощью учителя или тьютора), проекты, тесты, и др.
При использовании примерной программы необходимо помнить о крайнем
разнообразии проявлений расстройств аутистического спектра и о том, что каждому
конкретному обучающемуся необходим индивидуальный подход в выборе форм и
видов деятельности, отборе содержания программы.
Основные виды учебной деятельности, применяемые на уроке: наблюдение,
эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач
(проблем) (совместно с учителем и другими обучающимися класса, возможно, в паре с
другим учеником, не имеющим ОВЗ), разыгрывание речевых и проблемных ситуаций.
Отдельные уроки можно проводить в соответствии со свободным выбором детей, на
материале актуальных и значимых для них впечатлений, связанных с мультфильмами,
художественными фильмами, книгами, конкретными социальными ситуациями их
совместным просмотром (при возможности), (частичным или полным) и обсуждением.
Возможна организация совместного проигрывания коротких сценок, озвучивание по
ролям мультфильмов и т.п.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений одноклассников.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Ответы на вопросы, участие в диалоге (с помощью учителя, тьютора, другого

ученика).
- Программирование деятельности (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала (с помощью учителя, тьютора, другого
ученика).
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Формы контроля:
• текущее оценивание;
• тематическое оценивание;
• индивидуальные задания;
• учет личных достижений обучающихся с РАС.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, погрупповая, работа в парах, тренинги, ролевые игры. При
проведении фронтальной работы на уроке, ребенку с РАС может требоваться поддержка со
стороны тьютора.
Виды учебной деятельности обучающихся и формы организации учебных
занятий, применяемые в рамках конкретных дисциплин отбираются учителем
исходя из индивидуальных возможностей ребенка к освоению конкретной темы в
связи с чем не уточняются дополнительно в тематическом планировании
программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и соотносить их с картинками и наоборот, называть предметы
по их изображению и давать простейшую характеристику;
- выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;

-правильно здороваться и прощаться;
-называть свое имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших
родственников, имена и отчества учителей;
- выделять друзей и сообщать о том, кто такой друг и что такое дружба;
- вступать в простой диалог с одноклассниками;
-читать наизусть не менее 2-3 стихотворений;
-пересказывать

небольшие

тексты

после

предварительного

обсуждения

их

содержания с опорой на картинно-символический план;
-составлять короткие описательные рассказы с применением картинок, пиктограмм и
речи;
-составлять короткие рассказы из 3-4-х предложений в виде сообщения от
собственного имени;
-слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал, обсуждать поведение героев;
-слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их
содержанию;
-участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
Личностные результаты
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
-

владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального

взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения
данного коррекционного курса конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения;
- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать, писать;
- выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Регулятивные УУД позволяют:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты);
-

принимать

цели

и

произвольно

включаться

в

деятельность,

следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности;
- оценивать деятельность с учётом предложенных критериев;
- корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Коммуникативные УУД позволяют:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,
ученик-класс, учитель-класс);
- вступать

в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях

социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах

деятельности и в быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
- договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или ситуациях взаимодействия с окружающими;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Дата

Контрольно-оценочная деятельность
I триместр
Рассказывание сказки с опорой на картинки.
Показ соответствующей картинки или фотографии после чтения предложений
учителем.
II триместр
Проигрывание знакомой ситуации.
Показ соответствующей картинки или фотографии после чтения предложений
учителем.
III триместр
Составление предложений от собственного имени, второго и третьего лица.
Показ соответствующей картинки после чтения предложений учителем.
Итоги года
Составление рассказа от собственного имени, второго и третьего лица.
Показ соответствующей картинки или фотографии после рассказа учителем.
Контрольно-измерительные материалы

Триместр
1
2

3
Итоги года

Содержание
Чтение сказки учителем, учащимися, распределение ролей. Сказка «Лиса и
журавль». Чтение по ролям. Инсценировка.
Речевая ситуация «Сказки о Маше». Коллективное рассказывание сказки с
опорой на картинки.
Речевая ситуация «Идём в магазин».
Проигрывание ситуаций покупки хлебобулочных изделий (отработка
алгоритма покупки продуктов питания).
Речевая ситуация
«Прогулка по городу».
Составление рассказа из 3-4-х предложений в виде сообщений от
собственного имени, второго и третьего лица.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№

Раздел

Количест

Краткое содержание курса

п/п
1.
Школьная
жизнь.

во часов
8

Расширение активного и пассивного словарного запаса.
Формирование умения отвечать на вопросы в процессе
беседы; составление разных по содержанию
предложений.

2.

Я и мои
друзья.

12

Называние предметов и различных действий с ними (по
теме ситуации). Характеристика признаков данных
предметов. Устный пересказ сюжетных картинок после
коллективного разбора. Обогащение словаря учащихся.

3.

Я дома.

18

Называние предметов и различных действий с ними (по
теме ситуации). Характеристика признаков данных
предметов. Узнавание предметов по их частям или по
признакам Составление рассказа-описания с опорой на
специально подготовленные серии картинок и
фотографий.

4.

Я за
порогом
дома.

14

5.

Мир
природы.

6

Называние предметов и различных действий с ними (по
теме ситуации). Характеристика признаков данных
предметов. Устный пересказ сюжетных картинок после
коллективного разбора. Обогащение словаря учащихся.
Составление рассказов с опорой на специально
подготовленные серии картинок и фотографий, на
которых запечатлены изменения в природе (можно
использовать снимки, сделанные обучающимися на
отдыхе).
Узнавание предметов по их частям или по признакам.
Составление рассказа-описания с опорой на специально
подготовленные серии картинок и фотографий.
Расширение активного и пассивного словаря.

6.

Играем в
сказку.

10

Составление рассказа с опорой на картинки. Пересказ и
драматизация простых сказок. Расширение активного и
пассивного словаря.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».