Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для учащихся 10 класса

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
для учащихся 10 класса

Составила Т.А. Кужлева,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории

Костомукша
2024

Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности
учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной
самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников.
При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература).
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В
основе курса использованы «Правила русской орфографии и пунктуации».

Цели:
- формирование орфографической грамотности обучающихся;
- сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил;
- повторение теории школьного курса русского языка;
- выявление пробелов в знаниях учащихся и ликвидация их путем практических занятий;
- повышение интереса учащихся к изучению русского языка;
-помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая
норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работать с разными типами словарей
(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими);
Требования к уровню подготовки обучающихся
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
















формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

Предметные результаты
 понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
 определение
в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
 понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
Приемы, методы и формы работы:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,
выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование
различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое
может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных
теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Методическое обеспечение.

Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием,
которое оценивается по системе «зачет/незачет»

Содержание программы элективного курса
1.Фонетика и орфоэпия
Фонетика. Фонетический разбор.
Нормы ударения и произношения.
2.Орфография. Повторение
Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами.
Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи.
Правописание суффиксов существительных.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание числительных.
Личные окончания глаголов.
Наклонения глаголов.
3. Наречие
Степени сравнения наречий.
Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Н и НН в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Слова категории состояния.
4.Причастие
Склонение причастий.
Написание действительных причастий.
Написание страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах причастий.
Не с причастиями.
5. Деепричастие
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Не с деепричастиями.
5. Служебные части речи
Предлог. Союз. Частица. Междометие.
6.Словосочетание

7.Предложение

Календарно-тематический план
№п/п
1.
2.

Дата

Тема занятия
Орфограммы в приставках
Орфограммы в корне слова. Безударная гласная в корне
слова

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.

Чередование гласных в корне слова
0\ё после шипящих. и\ы после ц, непроизносимая
согласная. Удвоенная согласная
Диагностическая работа
Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксссах
глагольных форм
о\ё после шипящих и ц.
Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий,
наречий
Орфограммы в окончаниях слов. Ь после шипящих. Роль
мягкого знака.
Орфограммы в окончаниях существительных,
прилагательных, глаголов
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями
Различение частиц НЕ и НИ
Диагностическая работа
р\р Стили и типы текста. Тема, идея текста.
Диагностическая работа
Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Слитное и раздельное написание омонимичных в
произношении слов и словосочетаний.
Правописание производных предлогов
Трудные случаи правописания безударных окончаний и
суффиксов существительных, прилагательных
Диагностическая работа
р\р работа с текстом ЕГЭ.
р\р работа с текстом ЕГЭ
Виды словосочетаний. Синтаксический разбор
словосочетаний. Синонимичные словосочетания.
Предложение. Отличие от словосочетания. Простое
предложение. Виды простых предложений. Односоставные,
двусоставные предложения. Обособленные члены
предложения
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ
Сложное предложение. ССП, СПП,БСП. Пунктуация в
сложном предложении

29.
30.
31.
32.
33.
34.

Сложные предложения с несколькими придаточными.
Значение придаточных. Пунктуация в сложном предложении
Сложные предложения с разными видами связи. Случаи,
когда знак пунктуационный знак не ставится.
р\р. Работа с текстом ЕГЭ. Выполнение части С
р\р Работа с текстом ЕГЭ. Выполнение части С.
Работа с КИМами ЕГЭ. Диагностическая работа
Итоговое тестирование.

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны


знать:

правила изученных написаний;

условия, от которых зависит написание;

норму, действующую при данных условиях;

алгоритм работы над орфограммой;

приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;

правильно писать сложные слова;

правильно писать не с разными частями речи;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;

правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных;

правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;

отличать служебные части речи.
Итоговое оценивание:
В конце учебного года проводится зачетная работа.
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»
Учебно – методическое обеспечение
1. Таблицы

2. Видеопрезентации
3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Информационные ресурсы
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru
Электронные словари.
www.gramota.ru
Справочно-информационный интернет портал «Русский язык».
http://www.gramma.ru Культура письменной речи
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://mlis.ru/
Методология и практика русского языка и литературы
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов.
http://literus.net/
Сайт о русском языке и литературе.
http://philolog.pspu.ru/ Филолог.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».