РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина" МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина» «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для учащихся 10 класса Составила Т.А. Кужлева, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Костомукша 2024 Пояснительная записка Актуальность введения в школе курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература). Данный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В основе курса использованы «Правила русской орфографии и пунктуации». Цели: - формирование орфографической грамотности обучающихся; - сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил; - повторение теории школьного курса русского языка; - выявление пробелов в знаниях учащихся и ликвидация их путем практических занятий; - повышение интереса учащихся к изучению русского языка; -помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задачи: - закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний); - продолжить формирование навыка орфографической грамотности; - развить орфографическую зоркость и умение работать с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими); Требования к уровню подготовки обучающихся ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; Приемы, методы и формы работы: • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации. Методическое обеспечение. Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по системе «зачет/незачет» Содержание программы элективного курса 1.Фонетика и орфоэпия Фонетика. Фонетический разбор. Нормы ударения и произношения. 2.Орфография. Повторение Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок. Не с существительными, прилагательными, глаголами. Не и ни в местоимениях. Гласные о и е после шипящих в разных частях речи. Правописание суффиксов существительных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Правописание числительных. Личные окончания глаголов. Наклонения глаголов. 3. Наречие Степени сравнения наречий. Не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на –о и –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Слова категории состояния. 4.Причастие Склонение причастий. Написание действительных причастий. Написание страдательных причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Не с причастиями. 5. Деепричастие Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Не с деепричастиями. 5. Служебные части речи Предлог. Союз. Частица. Междометие. 6.Словосочетание 7.Предложение Календарно-тематический план №п/п 1. 2. Дата Тема занятия Орфограммы в приставках Орфограммы в корне слова. Безударная гласная в корне слова 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Чередование гласных в корне слова 0\ё после шипящих. и\ы после ц, непроизносимая согласная. Удвоенная согласная Диагностическая работа Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксссах глагольных форм о\ё после шипящих и ц. Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий Орфограммы в окончаниях слов. Ь после шипящих. Роль мягкого знака. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов НЕ с существительными, прилагательными, наречиями НЕ с существительными, прилагательными, наречиями Различение частиц НЕ и НИ Диагностическая работа р\р Стили и типы текста. Тема, идея текста. Диагностическая работа Слитное, раздельное и дефисное написание слов Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и словосочетаний. Правописание производных предлогов Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных Диагностическая работа р\р работа с текстом ЕГЭ. р\р работа с текстом ЕГЭ Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Синонимичные словосочетания. Предложение. Отличие от словосочетания. Простое предложение. Виды простых предложений. Односоставные, двусоставные предложения. Обособленные члены предложения Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ Сложное предложение. ССП, СПП,БСП. Пунктуация в сложном предложении 29. 30. 31. 32. 33. 34. Сложные предложения с несколькими придаточными. Значение придаточных. Пунктуация в сложном предложении Сложные предложения с разными видами связи. Случаи, когда знак пунктуационный знак не ставится. р\р. Работа с текстом ЕГЭ. Выполнение части С р\р Работа с текстом ЕГЭ. Выполнение части С. Работа с КИМами ЕГЭ. Диагностическая работа Итоговое тестирование. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать: правила изученных написаний; условия, от которых зависит написание; норму, действующую при данных условиях; алгоритм работы над орфограммой; приёмы разграничения схожих написаний. уметь: правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания; правильно писать сложные слова; правильно писать не с разными частями речи; правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных; правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных; правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов; правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий; отличать служебные части речи. Итоговое оценивание: В конце учебного года проводится зачетная работа. Литература для учителя 1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум». 2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа» 3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет 4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет. Литература для учащихся 1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. 3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа» 5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа» Учебно – методическое обеспечение 1. Таблицы 2. Видеопрезентации 3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы Информационные ресурсы www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон». www.slovari.ru Электронные словари. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет портал «Русский язык». http://www.gramma.ru Культура письменной речи http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор» http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка. http://mlis.ru/ Методология и практика русского языка и литературы http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе. http://philolog.pspu.ru/ Филолог.