РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина" МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина» «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Интенсивный русский» для обучающихся 11 класса Составила Ю.А.Лунева, учитель русского языка и литературы Костомукша 2024 Пояснительная записка Программа элективного курса составлена с учетом ФОП СОО, предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год), базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет. В соответствии с требованиями времени, положениями, закрепленными в нормативных документах, содержанием образования и обучения становятся важны не только знания, но и методы, способы деятельности, интеллектуальные ситуации , подходы. Это возможно за счет дополнительного знакомства школьников с разными, порой противоположными точками зрения на русский язык и ряд лингвистических положений. Реализовать эти задачи позволяет система работы с текстом, который занимает доминирующее положение в курсе. В программе курса учтены требования ФОП СОО, дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, орфографические и пунктуационные нормы. Цели элективного курса: 1. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей; 2. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте 3. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений. 4. Помощь ученикам в подготовке к выполнению заданий ЕГЭ; 5. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью; 6. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание. Задачи элективного курса: Помочь овладеть литературно-критическими жанрами; Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов; Способствовать развитию письменной речи; Подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ. Содержание программы Тема Повторение и обобщение изученного в 10 классе. Культура речи Синтаксис как раздел лингвистики Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Основные нормы управления. Практикум Количество часов 2 2 4 3 3 Осложненное предложение Сложное предложение Пунктуация Стили речи Язык художественной литературы Повторение ИТОГО 6 4 19 18 5 2 68 Учащиеся должны уметь: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Понимать и интерпретировать содержание исходного текста; Анализировать форму исходного текста; Находить характерные для исходного текста языковые средства; Создавать связное высказывание; Излагать последовательно собственные мысли; Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. Практические работы: Анализ предложенного текста Редактирование текста Основные термины и понятия Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет. Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора. Технология организации учебного процесса по ЭК Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической форм работы с учащимися. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе); - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); - работа в группах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ. Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки. 1. Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов); 2. Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов; Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % «незачёт»). Тематическое планирование № Тема урока Количество часов Дата изучения Электронные п/п Всего Контрольные работы Практические работы 1 Повторение и обобщение изученного в 10 классе. Практикум 1 0 0 2 Повторение и обобщение изученного в 10 классе. Практикум 1 0 0 3 Культура речи в экологическом аспекте. Проблемы речевой культуры в современном обществе (общее представление) 1 0 0 4 Культура речи в экологическом аспекте. Проблемы речевой культуры в современном обществе (общее представление) 1 0 0 5 Синтаксис как раздел лингвистики. Практикум 1 0 0 6 Синтаксис как раздел лингвистики. Практикум 1 0 0 7 Синтаксис как раздел лингвистики. Практикум 1 0 0 8 Синтаксис как раздел лингвистики. Практикум 1 0 0 цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf 8a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad c98 9 Изобразительновыразительные средства синтаксиса. Практикум 10 Изобразительновыразительные средства синтаксиса. Практикум 1 0 0 11 Изобразительновыразительные средства синтаксиса. Практикум 1 0 0 12 Основные нормы управления. Практикум 1 0 0 13 Основные нормы управления. Практикум 1 0 0 14 Основные нормы управления. Практикум 1 0 0 15 Предложения с однородными членами, соединенными двойными союзами. Практикум 1 0 0 16 Предложения с однородными членами, соединенными двойными союзами. Практикум 17 Предложения с однородными членами, соединенными двойными союзами. Практикум 18 Основные нормы употребления причастных и 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad db0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf d18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab0 4e8 деепричастных оборотов. Практикум 19 Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Практикум 1 0 0 20 Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Практикум 1 0 0 21 Основные нормы построения сложных предложений. Практикум 1 0 0 22 Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы» 1 0 0 23 Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы» 1 0 0 24 Пунктуация как раздел лингвистики. (повторение, обобщение) 1 0 0 25 Пунктуация как раздел лингвистики. (повторение, обобщение) 1 0 0 26 Пунктуация как раздел лингвистики. (повторение, обобщение) 1 0 0 27 Знаки препинания в 1 0 0 предложениях с однородными членами. Практикум 28 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум 1 0 0 29 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум 1 0 0 30 Знаки препинания при обособлении. Практикум 1 0 0 31 Знаки препинания при обособлении. Практикум 1 0 0 32 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Практикум 1 0 0 33 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями.Практикум 1 0 0 34 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Практикум 1 0 0 35 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, 1 0 0 междометиями. Практикум 36 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Практикум 1 0 0 37 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум 1 0 0 38 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум 1 0 0 39 Повторение правил пунктуационного оформления предложений при передаче чужой речи. Практикум 1 0 0 40 Повторение и обобщение по темам раздела "Пунктуация. Основные правила пунктуации" 1 0 0 41 Повторение и обобщение по темам раздела "Пунктуация. Основные правила пунктуации" 1 0 0 42 Функциональная стилистика как раздел лингвистики (повторение, обобщение) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf 3ea Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/fbab1 d48 Библиотека ЦОК 43 Разговорная речь 1 0 0 44 Разговорная речь. Практикум 1 0 0 45 Разговорная речь. Практикум 1 0 0 46 Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор. Практикум 1 0 0 47 Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор. Практикум 1 0 0 48 Основные подстили научного стиля 1 0 0 49 Основные подстили научного стиля. Практикум 1 0 0 50 Основные подстили научного стиля. Практикум 1 0 0 51 Основные жанры научного стиля. Практикум 1 0 0 52 Основные жанры научного стиля. Практикум 53 Основные жанры официально-делового стиля (обзор). Практикум 1 0 0 54 Публицистический стиль, 1 0 0 https://m.edsoo.ru/fbab2 02c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2 1da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2 5c2 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/fbab2 982 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2 af4 сфера его использования, назначение 55 Публицистический стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности стиля 1 0 0 56 Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж 1 0 0 57 Основные жанры публицистического стиля: интервью, очерк 1 0 0 58 Публицистический стиль. Практикум 1 0 0 59 Публицистический стиль. Практикум 1 0 0 60 Публицистический стиль. Практикум 1 0 0 61 Язык художественной литературы. Практикум 1 0 0 62 Язык художественной литературы. Практикум 1 0 0 63 Основные признаки художественной речи. Практикум 1 0 0 64 Основные признаки художественной речи. Практикум 1 0 0 65 Повторение изученного. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2 c48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2 ea0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab3 026 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab3 18e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1 578 Культура речи 66 Повторение изученного. Орфография. Пунктуация 67 Повторение изученного. Текст 68 Повторение изученного. Функциональная стилистика ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/fbab0 718 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/fbab3 60c Библиотека ЦОК 1 0 0 68 5 0 https://m.edsoo.ru/fbab3 33c УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ: • Русский язык, 10-11 классы/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab333c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab360c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab0718 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2af4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab25c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab21da