Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русский язык. «Интенсивный русский» для обучающихся 11 класса

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Интенсивный русский»
для обучающихся 11 класса
Составила Ю.А.Лунева,
учитель русского языка и литературы
Костомукша
2024

Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена с учетом ФОП СОО, предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 2 часа в
неделю (68 часов в год), базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ предыдущих
лет. В соответствии с требованиями времени, положениями, закрепленными в нормативных документах, содержанием образования и
обучения становятся важны не только знания, но и методы, способы деятельности, интеллектуальные ситуации , подходы. Это возможно за
счет дополнительного знакомства школьников с разными, порой противоположными точками зрения на русский язык и ряд
лингвистических положений. Реализовать эти задачи позволяет система работы с текстом, который занимает доминирующее положение в
курсе.
В программе курса учтены требования ФОП СОО, дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте.
Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и
содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, орфографические и пунктуационные нормы.
Цели элективного курса:
1. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
2. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте
3. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание
поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
4. Помощь ученикам в подготовке к выполнению заданий ЕГЭ;
5. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
6. Совершенствование
и
развитие
умения
строить
письменное
высказывание.
Задачи элективного курса:





Помочь овладеть литературно-критическими жанрами;
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
Способствовать развитию письменной речи;
Подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.
Содержание программы
Тема
Повторение и обобщение изученного в 10 классе.
Культура речи
Синтаксис как раздел лингвистики
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.
Основные нормы управления. Практикум

Количество часов
2
2
4
3
3

Осложненное предложение
Сложное предложение
Пунктуация
Стили речи
Язык художественной литературы
Повторение
ИТОГО

6
4
19
18
5
2
68

Учащиеся должны уметь:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
Анализировать форму исходного текста;
Находить характерные для исходного текста языковые средства;
Создавать связное высказывание;
Излагать последовательно собственные мысли;
Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы:



Анализ предложенного текста
Редактирование текста

Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные
синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика,
перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык,
многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по ЭК
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной
фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и
соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической форм работы с учащимися.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и
структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
1. Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
2. Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % «незачёт»).

Тематическое планирование
№

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные

п/п
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Повторение и обобщение
изученного в 10 классе.
Практикум

1

0

0

2

Повторение и обобщение
изученного в 10 классе.
Практикум

1

0

0

3

Культура речи в
экологическом аспекте.
Проблемы речевой
культуры в современном
обществе (общее
представление)

1

0

0

4

Культура речи в
экологическом аспекте.
Проблемы речевой
культуры в современном
обществе (общее
представление)

1

0

0

5

Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум

1

0

0

6

Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум

1

0

0

7

Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум

1

0

0

8

Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум

1

0

0

цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
8a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad
c98

9

Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум

10

Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум

1

0

0

11

Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум

1

0

0

12

Основные нормы
управления. Практикум

1

0

0

13

Основные нормы
управления. Практикум

1

0

0

14

Основные нормы
управления. Практикум

1

0

0

15

Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум

1

0

0

16

Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум

17

Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум

18

Основные нормы
употребления причастных и

1

0

0

1

0

0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad
db0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
d18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab0
4e8

деепричастных оборотов.
Практикум

19

Основные нормы
употребления причастных и
деепричастных оборотов.
Практикум

1

0

0

20

Основные нормы
употребления причастных и
деепричастных оборотов.
Практикум

1

0

0

21

Основные нормы
построения сложных
предложений. Практикум

1

0

0

22

Обобщение и
систематизация по теме
«Синтаксис.
Синтаксические нормы»

1

0

0

23

Обобщение и
систематизация по теме
«Синтаксис.
Синтаксические нормы»

1

0

0

24

Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)

1

0

0

25

Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)

1

0

0

26

Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)

1

0

0

27

Знаки препинания в

1

0

0

предложениях с
однородными членами.
Практикум

28

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.
Практикум

1

0

0

29

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.
Практикум

1

0

0

30

Знаки препинания при
обособлении. Практикум

1

0

0

31

Знаки препинания при
обособлении. Практикум

1

0

0

32

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями. Практикум

1

0

0

33

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями.Практикум

1

0

0

34

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями. Практикум

1

0

0

35

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,

1

0

0

междометиями. Практикум

36

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями. Практикум

1

0

0

37

Знаки препинания в
сложном предложении с
разными видами связи.
Практикум

1

0

0

38

Знаки препинания в
сложном предложении с
разными видами связи.
Практикум

1

0

0

39

Повторение правил
пунктуационного
оформления предложений
при передаче чужой речи.
Практикум

1

0

0

40

Повторение и обобщение
по темам раздела
"Пунктуация. Основные
правила пунктуации"

1

0

0

41

Повторение и обобщение
по темам раздела
"Пунктуация. Основные
правила пунктуации"

1

0

0

42

Функциональная
стилистика как раздел
лингвистики (повторение,
обобщение)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
3ea

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab1
d48

Библиотека ЦОК
43

Разговорная речь

1

0

0

44

Разговорная речь.
Практикум

1

0

0

45

Разговорная речь.
Практикум

1

0

0

46

Основные жанры
разговорной речи: устный
рассказ, беседа, спор.
Практикум

1

0

0

47

Основные жанры
разговорной речи: устный
рассказ, беседа, спор.
Практикум

1

0

0

48

Основные подстили
научного стиля

1

0

0

49

Основные подстили
научного стиля. Практикум

1

0

0

50

Основные подстили
научного стиля. Практикум

1

0

0

51

Основные жанры научного
стиля. Практикум

1

0

0

52

Основные жанры научного
стиля. Практикум

53

Основные жанры
официально-делового стиля
(обзор). Практикум

1

0

0

54

Публицистический стиль,

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab2
02c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
1da

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
5c2

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab2
982

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
af4

сфера его использования,
назначение

55

Публицистический стиль.
Лексические,
морфологические и
синтаксические
особенности стиля

1

0

0

56

Основные жанры
публицистического стиля:
заметка, статья, репортаж

1

0

0

57

Основные жанры
публицистического стиля:
интервью, очерк

1

0

0

58

Публицистический стиль.
Практикум

1

0

0

59

Публицистический стиль.
Практикум

1

0

0

60

Публицистический стиль.
Практикум

1

0

0

61

Язык художественной
литературы. Практикум

1

0

0

62

Язык художественной
литературы. Практикум

1

0

0

63

Основные признаки
художественной речи.
Практикум

1

0

0

64

Основные признаки
художественной речи.
Практикум

1

0

0

65

Повторение изученного.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
ea0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3
026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3
18e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1
578

Культура речи
66

Повторение изученного.
Орфография. Пунктуация

67

Повторение изученного.
Текст

68

Повторение изученного.
Функциональная
стилистика

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab0
718

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab3
60c

Библиотека ЦОК
1

0

0

68

5

0

https://m.edsoo.ru/fbab3
33c

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

• Русский язык, 10-11 классы/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab333c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab360c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab0718
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2af4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab25c2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab21da


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».