РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Интенсивный русский»
для обучающихся 11 класса
Составила Ю.А.Лунева,
учитель русского языка и литературы
Костомукша
2024
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена с учетом ФОП СОО, предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 2 часа в
неделю (68 часов в год), базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ предыдущих
лет. В соответствии с требованиями времени, положениями, закрепленными в нормативных документах, содержанием образования и
обучения становятся важны не только знания, но и методы, способы деятельности, интеллектуальные ситуации , подходы. Это возможно за
счет дополнительного знакомства школьников с разными, порой противоположными точками зрения на русский язык и ряд
лингвистических положений. Реализовать эти задачи позволяет система работы с текстом, который занимает доминирующее положение в
курсе.
В программе курса учтены требования ФОП СОО, дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте.
Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и
содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, орфографические и пунктуационные нормы.
Цели элективного курса:
1. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
2. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте
3. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание
поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
4. Помощь ученикам в подготовке к выполнению заданий ЕГЭ;
5. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
6. Совершенствование
и
развитие
умения
строить
письменное
высказывание.
Задачи элективного курса:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами;
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
Способствовать развитию письменной речи;
Подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.
Содержание программы
Тема
Повторение и обобщение изученного в 10 классе.
Культура речи
Синтаксис как раздел лингвистики
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.
Основные нормы управления. Практикум
Количество часов
2
2
4
3
3
Осложненное предложение
Сложное предложение
Пунктуация
Стили речи
Язык художественной литературы
Повторение
ИТОГО
6
4
19
18
5
2
68
Учащиеся должны уметь:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
Анализировать форму исходного текста;
Находить характерные для исходного текста языковые средства;
Создавать связное высказывание;
Излагать последовательно собственные мысли;
Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы:
Анализ предложенного текста
Редактирование текста
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные
синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика,
перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык,
многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по ЭК
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной
фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и
соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической форм работы с учащимися.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и
структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
1. Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
2. Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % «незачёт»).
Тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные
п/п
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Повторение и обобщение
изученного в 10 классе.
Практикум
1
0
0
2
Повторение и обобщение
изученного в 10 классе.
Практикум
1
0
0
3
Культура речи в
экологическом аспекте.
Проблемы речевой
культуры в современном
обществе (общее
представление)
1
0
0
4
Культура речи в
экологическом аспекте.
Проблемы речевой
культуры в современном
обществе (общее
представление)
1
0
0
5
Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум
1
0
0
6
Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум
1
0
0
7
Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум
1
0
0
8
Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум
1
0
0
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
8a4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad
c98
9
Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум
10
Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум
1
0
0
11
Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум
1
0
0
12
Основные нормы
управления. Практикум
1
0
0
13
Основные нормы
управления. Практикум
1
0
0
14
Основные нормы
управления. Практикум
1
0
0
15
Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум
1
0
0
16
Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум
17
Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум
18
Основные нормы
употребления причастных и
1
0
0
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad
db0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
d18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab0
4e8
деепричастных оборотов.
Практикум
19
Основные нормы
употребления причастных и
деепричастных оборотов.
Практикум
1
0
0
20
Основные нормы
употребления причастных и
деепричастных оборотов.
Практикум
1
0
0
21
Основные нормы
построения сложных
предложений. Практикум
1
0
0
22
Обобщение и
систематизация по теме
«Синтаксис.
Синтаксические нормы»
1
0
0
23
Обобщение и
систематизация по теме
«Синтаксис.
Синтаксические нормы»
1
0
0
24
Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)
1
0
0
25
Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)
1
0
0
26
Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)
1
0
0
27
Знаки препинания в
1
0
0
предложениях с
однородными членами.
Практикум
28
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.
Практикум
1
0
0
29
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.
Практикум
1
0
0
30
Знаки препинания при
обособлении. Практикум
1
0
0
31
Знаки препинания при
обособлении. Практикум
1
0
0
32
Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями. Практикум
1
0
0
33
Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями.Практикум
1
0
0
34
Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями. Практикум
1
0
0
35
Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,
1
0
0
междометиями. Практикум
36
Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями. Практикум
1
0
0
37
Знаки препинания в
сложном предложении с
разными видами связи.
Практикум
1
0
0
38
Знаки препинания в
сложном предложении с
разными видами связи.
Практикум
1
0
0
39
Повторение правил
пунктуационного
оформления предложений
при передаче чужой речи.
Практикум
1
0
0
40
Повторение и обобщение
по темам раздела
"Пунктуация. Основные
правила пунктуации"
1
0
0
41
Повторение и обобщение
по темам раздела
"Пунктуация. Основные
правила пунктуации"
1
0
0
42
Функциональная
стилистика как раздел
лингвистики (повторение,
обобщение)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
3ea
Библиотека ЦОК
1
0
0
https://m.edsoo.ru/fbab1
d48
Библиотека ЦОК
43
Разговорная речь
1
0
0
44
Разговорная речь.
Практикум
1
0
0
45
Разговорная речь.
Практикум
1
0
0
46
Основные жанры
разговорной речи: устный
рассказ, беседа, спор.
Практикум
1
0
0
47
Основные жанры
разговорной речи: устный
рассказ, беседа, спор.
Практикум
1
0
0
48
Основные подстили
научного стиля
1
0
0
49
Основные подстили
научного стиля. Практикум
1
0
0
50
Основные подстили
научного стиля. Практикум
1
0
0
51
Основные жанры научного
стиля. Практикум
1
0
0
52
Основные жанры научного
стиля. Практикум
53
Основные жанры
официально-делового стиля
(обзор). Практикум
1
0
0
54
Публицистический стиль,
1
0
0
https://m.edsoo.ru/fbab2
02c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
1da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
5c2
Библиотека ЦОК
1
0
0
https://m.edsoo.ru/fbab2
982
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
af4
сфера его использования,
назначение
55
Публицистический стиль.
Лексические,
морфологические и
синтаксические
особенности стиля
1
0
0
56
Основные жанры
публицистического стиля:
заметка, статья, репортаж
1
0
0
57
Основные жанры
публицистического стиля:
интервью, очерк
1
0
0
58
Публицистический стиль.
Практикум
1
0
0
59
Публицистический стиль.
Практикум
1
0
0
60
Публицистический стиль.
Практикум
1
0
0
61
Язык художественной
литературы. Практикум
1
0
0
62
Язык художественной
литературы. Практикум
1
0
0
63
Основные признаки
художественной речи.
Практикум
1
0
0
64
Основные признаки
художественной речи.
Практикум
1
0
0
65
Повторение изученного.
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
c48
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
ea0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3
026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3
18e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1
578
Культура речи
66
Повторение изученного.
Орфография. Пунктуация
67
Повторение изученного.
Текст
68
Повторение изученного.
Функциональная
стилистика
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
1
0
0
https://m.edsoo.ru/fbab0
718
Библиотека ЦОК
1
0
0
https://m.edsoo.ru/fbab3
60c
Библиотека ЦОК
1
0
0
68
5
0
https://m.edsoo.ru/fbab3
33c
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
• Русский язык, 10-11 классы/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab333c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab360c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab0718
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2af4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab25c2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab21da