Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина" МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина» «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в «Лукоморье» адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2) 1- 4 классы Срок реализации – 5 лет г. Костомукша, 2024 Пояснительная записка «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа…» Н.В. Гоголь Вот уже более двух столетий отделяют нас от дня рождения А. С. Пушкина. Сколько поколений приникает к родникам его творчества, и, однако, он остаётся неисчерпаемым. Каждое поколение открывает для себя своего Пушкина. И сегодня он также современен, мир Пушкина неиссякаем, как неиссякаем мир, породившей его России. Ценным нравственным уроком предстаёт для нас сама жизнь АС. Пушкина, точным остаются слова юного поэта о том. Что «Божий свет единой дружбою прекрасен». Жизнь Пушкина – гражданина, его последовательность. Мужество, благородство – ценнейший нравственный урок. Данная программа рассчитана на учеников начальной школы. Программа разработана в целях более широкого и системно – организованного знакомства детей с жизнью и творчеством поэта. Интегрированный курс основывается на принципах связи искусства с жизнью. Единства формы и содержания. Традиций и новаторства, преемственности, учёта возрастных особенностей. Интегрции основного и дополнительного образования. Цель программы «Путешествие в «Лукоморье» 1. Развитие личности гражданина способного к культурному самоопределению. К духовно – нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия. 2. Способствовать духовно – нравственному и эстетическому обогащению посредством изучения творчества А. С. Пушкина. Задачи: воспитание культуры чувств; воспитание уважения к русской литературе; воспитание интереса к творчеству А.С. Пушкина: воспитание художественного и литературного вкуса: воспитание литературно-творческой активности. Актуальность программы «Путешествие в «Лукоморье» Единственный учитель, которого можно пожелать для развития гражданских, творческих начал личности – это душа родного народа. Душа России обнаруживается в культурном наследии А.С.Пушкина, что побудило обратиться к нему, как к благодатному источнику патриотического, духовнонравственного воспитания юных граждан. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценности жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества. Проникновение в суть явлений. Понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приорететность знания, установление истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально – позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни. Состояние нормального человеческого существовании. Особую роль в развитие трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество. Толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ожидаемые конечные результаты реализации программы: создание организационно-уравленческой модели реализации программы; наличие регионального компонента содержания обучения и воспитания; реализация мероприятий по пушкинской тематике; помощь в организации, подготовке и проведение пушкинских мероприятий. Личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностные результаты: эмоциональность: умение осознавать и определять 9называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей: сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относится ко всему живому: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи. Чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность к чтению; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтению других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УДД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УДД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять рассказ - характеристику героя; составлять устные и письменные описания; по ходу чтения представлять картины, устно вырахать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. Содержание программы: В 1 – х классах на реализацию программы отводится 33 часа в год (1 час в неделю). Во 2 – 4 классах – 34 часа в год (1 час в нед.) Через весь курс программы «Путешествие в «Лукоморье» проходят темы: пушкинские места родного края; родные и близкие поэта; творчество А.С.Пушкина; А.С.Пушкин в искусстве; Программа каждой части курса включает в себя изучение творчества и знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина, а также творческие дела в школе. Программа для учащихся начальных классов состоит из 4 сквозных блоков: «Семья А.С.Пушкина»; «Друзья А.С.Пушкина»; «Природа в жизни и творчестве А.С.Пушкина»; «Сказки А.С.Пушкина». Программа осуществляется в параллели с развитием речи учащихся. Предлагается расширенное биографических, краеведческих знаний о Пушкине. «вхождение» в творческую мастерскую поэта. Осознание и осмысление роли А.С.Пушкина в истории русской и мировой культуры. Задачи: перенесение акцентов при изучении с биографических сведений о жизни А.С.Пушкина на собственное содержание пушкинского творчества; расширение кругозора учащихся. Развитие эстетических и духовных потребностей учащихся; развитие познавательных потребностей. Потребности в самостоятельной, исследовательской деятельности. Список литературы: Басина М. «Там где шумят михайловские рощи» - Л. 1962. «В стране. где Сороть голубая…» / сост. С.С.Гейченко. – М. 1986 . Гейченко С.С. «Завет внуку: новеллы о Михайловском.» - М. 1986. Гейченко С.С. «Под пологои леса6 новеллы о Михайловском.» М. 1987.гессен А.И. «всё волновало нежный ум»: «пушкин среди книг и друзей». – М. 1965. Друзья Пушкина: переписка; воспоминания; дневники/сост. Биограф. Очерки и примеч. В,В. Кунина: в 2 т. – М.1984. Золотова Н.Н. «Встреча с Пушкиным» - М. 1982 Зуева Т.В. «Сказки А.С.Пушкина: книга для учителя» - М. 1989. Лахостский К.П. «Александр Сергеевич Пушкин: биография; пособие для учащихся» - М. Л. 1964. Лихачёв Д.С. «Земля родная: книга для учащихся» - М. 1983. Маймин Е.А. «Пушкин : жизнь и творчество» - М. 1981. Петров С.М. « А.С.Пушкин: очерки жизни и творчества» - М. 1981. Пущин И.И. « Записки о Пушкине. Письма» - М. 1979. Черейский Л.А.» Современники Пушкина: документальные очерки» - Л. 1981. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Учебно – тематическое планирование: 1 класс (дополнительный) Тема занятия Школьный музей А.С.Пушкина Москва – место рождения А.С. Пушкина. Детство в Москве. Семья поэта. Поэтическая атмосфера в семье Пушкиных. Бабушка А.С.Пушкина - Мария Алексеевна Ганнибал. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Няня – Арина Родионовна. Нянины сказки. Дарования маленького Саши. Поступление Пушкина в Царскосельский лицей. Лицейские годы. Лицейское братство. Работа над проектом «Моя любимая сказка» Работа над проектом «Моя любимая сказка» Виртуальная экскурсия в Царскосельский лицей. Природа в жизни и в творчестве А.С.Пушкина. Природа в жизни и в творчестве А.С.Пушкина. Природа в жизни и в творчестве А.С.Пушкина. Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство с произведениями поэта. Я – поэт. Проба пера. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» Мудрость сказки. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о мёртвой царевне ….» Кол-во час. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Мудрость сказки. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане …» Три чуда в сказке . Урок - путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о золотом петушке» Мудрость сказки. Мои иллюстрации к сказкам. Работа над проектом «Что за чудо эти сказки» Работа над проектом «Что за чудо эти сказки» Защита проектов. Подведение работы за год. Викторина по сказкам. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21 - 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебно – тематическое планирование: 1 класс Тема занятия Семья А.С.Пушкина. Бабушка маленького поэта – Мари Алексеевна Ганнибал. Няня А.С.Пушкина - Арина Родионовна. Стихотворение «Зимний вечер» Работа над проектом «Моя книга». Работа над проектом «Моя книга» (продолжение) Детство в Москве.. Дарования маленького Саши. Первые следы «вдохновения» Пушкин – лицеист (Петербург. Царское село). Виртуальная экскурсия в Царскосельский лицей. Памятник Пушкину – лицеисту. Подросток Пушкин. Строгий распорядок жизни. Лицейские друзья А.С.Пушкина. Творчество А.С.Пушкина. Настроение русской природы. Природа в жизни и творчестве А.С.Пушкина. «Живая» природа Пушкиногорья. Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения («Кавказ», «Уж небо осенью дышало…», «Гонимы вешними лучами…») Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство с произведениями поэта. Сочинение своих стихов, рассказов о природе, о животных. Нянины сказки. Урок- путешествие по сказкам А.С.Пушкина. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…». Знакомство со сказками: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке Кол-во час. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 25. 26 - 27. 28. 29. 30. 31 - 32. 33. и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сказка о золотом петушке». Три чуда в «Сказке о царе Салтане…» Работа над проектом «Что за чудо эти сказки» Категория красоты в сказках. Оживление Пушкинского слова(интонация, образ, смысл). Анализ сказок с позиции красоты (красивые слова, образы) Мои иллюстрации к сказкам. Экскурсия в городскую библиотеку . знакомство со сказками А.С.Пушкина. Защита проектов. Подведение итогов работы за год - Викторина по сказкам. 1 2 1 1 1 2 1 № 1. 2. 3. 4. 5 – 6. 7. 8–9 10. 11. 12. 13. 14 – 15 16. 17. 18 – 19 . 20. 21. 22. Учебно – тематическое планирование: 2 класс Тема занятия Семья А.С.Пушкина. Этимологическое значение слов «семья» Родители поэта. Бабушка и няня маленького Александра. Родословная поэта. Рисование родословной таблицы (древа) Пушкиных. Беседа об особенностях воспитания в современной семье. Об особенностях воспитания в дворянской семье. Особенности воспитания в семье Пушкиных. Работа над проектом «Моя книга» Пушкин – лицеист (Петербург. Царское село). «Друзья мои – прекрасен наш союз!» «Святое братство»: И.Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер… Рукописные журналы: «лицейский мудрец», «Юные пловцы», «Для удовольствия и пользы». Дружба – главная тема стихов А.С.Пушкина, посвящённых лицею и лицеистам. «К Пущину», «Мой первый друг…», «Никто на свете мне не был ближе Дельвига», «К другу стихотворцу – стихи о друзьях. Создание образов «Мой друг», «Я – друг», «наша дружба». Природа в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Пушкинские горы – святые горы. Сказка о природе. Придумывание сказочных образов: рисование. Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство с произведениями Кол-во час. 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 23. 24. 25 – 26. 27 – 28 . 29 - 30. 31. 32. 33. 34. поэта. Сказки А.С.Пушкина. Литературная викторина. Категория добра в сказках (любовь, дружба, помощь, верность) Добро естественное и необходимое условие жизни на земле. Анализ сказок с позиции добра. Эссе о добре. Проблема добра и зла в сказках А.С.Пушкина. Работа над проектом «Что за прелесть эти сказки» Экскурсия в городскую библиотеку. Продолжаем знакомство со сказками А.С.Пушкина. Конкурс рисунков»Любимые сказки Пушкина» Защита проектов. Подведение итогов работы за год «Литературная гостиная». № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 . 17. 1 1 2 2 2 1 1 1 1 Учебно – тематическое планирование: 3 класс Тема занятия Семья А.С.Пушкина. Любящие, преданные и духовно близкие Александру люди. Духовное родство в семье. Бабушка М.А.Ганнибал – очень умная, дельная и рассудительная Женщина… Была его первой наставницей в русском зыке. Дядя В.Л. Пушкин – «хорошо образованный», «остроумный, находчивый», один из первых наставников в лит- ых занятиях. Арина Родионовна. Слуга Р.Т. Козлов – преданный и верный слуга, «не покидал его до самой могилы». Мои близкие люди. Работа над проектом «Моя книга» Старшие друзья – наставники, учителя. Р.М. Карамзин – писатель, друг семьи Пушкиных, автор «Истории государства Российского» В.А. Жуковский _ поэт, критик и близкий друг А.С. Пушкина. П.А. Вяземский - поэт, критик и близкий друг А.С. Пушкина. П.А. Осипова – «как мать любила его», «она была в курсе литературных, хозяйственных и семейных дел». В.Вульф – Пушкин доверяет ему сокровенные мысли – побег из России, взгляды на царскую цензуру. А.Н. Вульф – прототип Татьяны из «Евгения Онегина». Е.В. Вревская – «воздушная Евпраксия», «душа тригорского общества», «играла арии Россини, мастерски варила жжёнку» и была инициатором праздников. А.И. Беклешева – отличалась воображением и пылкостью чувств.. «…Петербург прихожая. Москва девичья. Деревня же наш Кол-во час. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19 – 21. 22. 23 – 24 . 25 – 26. 27 – 28 . 29 - 30. 31 – 32. 33 34. кабинет». «Пушкин открыл русский простой пейзаж» (Д.С. Лихачёв). Характер, настроение русской природы: изменчивость, щедрость, отзывчивость, свобода, вольность. Поэтическое вдохновение. «Везде передо мной подвижные картины» Взаимосвязь настроения (судеб) героя и природы в произведениях А.С. Пушкина. «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной . Нянины сказки. Народные сказки ( А.Н. Афанасьев) : «Репка», «Теремок». «Батрак», «Морозко», «Волщебное зеркальце». Народные традиции: нравственная основа, построение, последовательность, простота изобразительных образов. Экскурсия в библиотеку. Итоговое занятие «Пушкин – это лучшее. Что есть в каждом из людей. 1 3 1 2 2 2 2 2 1 1 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7–8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 – 16. 17 – 18. 19 . Учебно – тематическое планирование: 4 класс Тема занятия Семья в народных сказках. Семья в сказках А.С. Пушкина. Анализ пушкинских сказок. Одиночество и эгоизм в сказке «сказка о рыбаке и рыбке» Братство, любовь, верность в сказке «Сказка о мертвой царевне…». Любовь к детям в «Сказке о царе Салтане…» Духовная близость в «Сказке о мёртвой царевнк…» «Сказка о попе и работнике его Балде». Добрые отношения в моей семье. Работа над проектом «моя книга». Проявления дружбы в сказках А.С. Пушкина. Помощь в беде (Гвидон и лебедь, Елисей и Солнце, Месяц, Ветер). Честность (Царица и зеркальце) Изначальное отношение к другому как к другу. Наше отношение к героям сказок как к друзьям (что мы в них ценим, понимаем) Природа в сказках А.С. Пушкина. Образы природы в сказках. Взаимоотношение героев сказки с природой (сочувствие, сопереживание. Взаимопонимание, взаимопомощь). Стихи в усадьбе. 1967 г. – ураган. 1978 – снегопад, наводнение, холода. Кол-во час. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 20. 21 – 22 23 – 24 25. 26 . 27 – 28. 29 – 30 31 – 32 33. 34. Заповедный край – « Это не край запретов», это «край, где мы получаем заповеди любви, дружбы, веселья.» (Д.С. Лихачёв). Заповеди Пушкина («Люби зелёный скат холмов…», «Цветы, любовь, деревня, праздность./ Поля! Я предан вам душой…» Мои любимые уголки в природе. Родном крае. Иллюстрирование. Сказки А.С. Пушкина. Женские и мужские образы в сказках.. Стремление к идеалу. Характеристика идеала женщины: красота, доброта, женственность, кроткость, терпеливость, заботливость… Характеристика женского антиидеала : своенравие, жестокость, злость, ворчливость, жадность. хитрость, грубость и др. Характеристика идеала мужчины: мужественность, верность, находчивость, смелость, умелость, доброта, вежливость, уравновешенность, целеустремлённость и др. Мои любимые герои сказок А.С. Пушкина. Подведение итогов работы за год – «Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет – больше: одно из величайших явлений русского духа!». 1 2 2 1 1 2 2 2 1 1