2 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИТМИКА» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) г. Костомукша 2024 г. 3 Содержание I II III IV V VI VII VIII Пояснительная записка 1.1.Адресат 1.2. Нормативно-правовая база. 1.3. Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета 2.1. Учебный предмет в системе общего образования 2.2. Специфика учебного предмета Место учебного предмета в учебном плане 3. 1. Предметная область 3.2. Сроки изучения 3.3.Недельное, годовое распределение часов Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Ритмика» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения 5. 1. Личностные результаты 5.2. Межпредметные результаты 5.3.Предметные результаты Содержание учебного предмета 6.1. Основное содержание учебного предмета «Ритмика» 6.2. Содержание учебного предмета «Ритмика» по классам 6.2.1. Содержание учебного предмета для обучающихся 5класса 6.2.2. Содержание учебного предмета для обучающихся 6 класса 6.2.3. Содержание учебного предмета для обучающихся 7 класса 6.2.4. Содержание учебного предмета для обучающихся 8 класса 6.2.5. Содержание учебного предмета для обучающихся 9 класса Рекомендации к оценке предметных результатов 7.1. Планируемый уровень подготовки выпускников 7.2. Система оценки по учебному предмету «Ритмика» Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Стр. 3 3 3 3 3 5 6 6 6 7 7 7 7 8 8 9 10 10 11 14 17 21 24 24 26 27 4 1.1.Адресат 1.2. Нормативноправовая база. Программа адресована обучающимся 5-9 классов обучающимся по АООП образования с легкой умственной отсталостью ФГОС (вариант 1) Рабочая программа по учебному предмету ««Ритмика» составлена на основании следующих нормативноправовых документов и программно-методического обеспечения: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599; СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 29 от 10. 07. 2015; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А. С. Пушкина»; Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на текущий год; Учебный план АООП УО МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А. С. Пушкина» (вариант 1); Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина» 5 1.3. Цели задачи и Цель школьного курса «Ритмика» - формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Задачи: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям; развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движений, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора; формирование общих представлений о культуре движений; формирование культуры общения между собой и окружающими; воспитание организованной, гармонически развитой личности; развитие основы музыкальной культуры; развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях; развитие умения воспринимать музыкальные образы, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с 6 характером музыки, средствами музыкальной выразительности; формирование красивой осанки, выразительности, пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях. 2.1. Учебный предмет в системе основного общего образования II.Общая характеристика учебного предмета «Ритмика» Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой и танцем увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. «Ритмика» - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. Дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чѐткость и точность движений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей, ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность. Уроки ритмики, в целом, повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку с использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные 7 постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами), осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умении ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают спо- собность переживать содержание музыкального образа. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального 2.2. Специфика развития. Учитывая общие и специальные задачи обучения, программа и методика преподавания ритмики учебного предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и предмета расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных ритмических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями. Коррекционно-развивающее направление является обязательным; оно поддерживает процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержания АООП. Его содержание регламентируется содержанием коррекционно-развивающей области, представленной в учебном плане и решает следующие основные задачи: - развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. - развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. - привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. 3. 1. Предметная область 3.2. Сроки изучения 3.3.Недельное, годовое III. Место учебного предмета в учебном плане Предметная область – Коррекционно-развивающая область. Предмет- Ритмика (относится к обязательной части образовательного процесса) Учебный предмет изучается с 5 по 9 класс. На изучение предмета «Ритмика» отводится 42,5 часа (34 учебные недели; 8,5 часа в год, 0,25 часа в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. 8 Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе распределение осуществляется следующим образом: 5 класс – 8,5 часа; 6 класс – 8,5 часа; 7 класс – 8,5 часа; 8 класс – 8,5 часа; 9 класс – часов 8,5 часа. IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Предмет «Ритмика» для 5-9 классов состоит из 5 разделов: 1. «Танцевальная азбука». Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии. 2. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты». Роль ритмики в повседневной жизни. Инструктаж по технике безопасности. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально-слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой. 3. «Танец». Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца, педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. 4. «Беседы по хореографическому искусству». Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя познавательные уроки по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, еѐ специфике и особенностях. Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д. 5. «Творческая деятельность». Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребѐнка, найти индивидуальный подход к нему с учѐтом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актѐрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше. V. Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения Результатами освоения учебного предмета «Ритмика» являются личностные, межпредметные и предметные результаты. 5. 1. Личностные Личностными результатами изучения курса являются: 9 результаты формирование мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; развитие любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивация к достижению результата, стремление к совершенствованию своих танцевальных способностей, навыков творческой установки; умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения. 5.2. Метжпредметн ые результаты Межпредметные результаты понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, подскок»; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 5.3. Предметные результаты Предметные результаты: понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, подскок»; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); 10 формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение координировать свои усилия с усилиями других. 6.1. Основное содержание учебного предмета VI. Содержание предмета Содержание учебного предмета. Предмет «Ритмика» для 5-9 классов состоит из 5 разделов: 1. «Танцевальная азбука». Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии. 2. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты». Роль ритмики в повседневной жизни. Инструктаж по технике 11 безопасности. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально-слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой. 3. «Танец». Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца, педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. 4. «Беседы по хореографическому искусству». Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя познавательные уроки по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, еѐ специфике и особенностях. Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д. 5. «Творческая деятельность». Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребѐнка, найти индивидуальный подход к нему с учѐтом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актѐрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия. 6.2. 1. Содержание учебного предмета для обучающихся классам 5 КЛАСС (8,5 ч.) «Танцевальная азбука»: Построение. Правильное исходное положение Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба на счѐт 1, на счѐт 2, 3.постановка корпуса и основные позиции ног в классическом стиле; основные позиции рук в классическом стиле; понятие о рабочей и опорной ноге; основные танцевальные точки, шаги; диагональ, середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом; танцевальный элемент «Марш»; «Перестроение», «Линии». «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»: первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп); ритмический рисунок, ритм, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на развитие тела под музыку; красота движений. «Танец»: простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка; основные танцевальные элементы танцев «Полька», «Лебедушка», «Полонез». «Беседы по хореографическому искусству»: бальный танец от эпохи средневековья до наших дней; танцы народов РФ, их особенности и костюмы. «Творческая деятельность»: этюдная работа; образные танцы; театрализация и танец. 12 КЛАСС (8,5 ч.) «Танцевальная азбука: Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка Упражнения ритмической гимнастики. Короткой скакалкой. Специальные ритмические упражнения. Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с различными интервалами (через 2,4,6,8 счѐтов)основные позиции ног и рук в классическом стиле; постановка корпуса; основные позиции рук в классическом стиле; понятие о рабочей и опорной ноге; понятие разминки; виды упражнений на различные группы мышц; комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса; основные танцевальные точки, шаги; диагональ, середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом; танцевальный элемент «Марш»; перестроение, «линии». «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»: Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп); ритмический рисунок, ритм, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на развитие тела под музыку; красота движений. «Танец»: простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка; основные танцевальные элементы танцев «Самба», «Ча-ча-ча», «Рок-н-ролл». «Беседы по хореографическому искусству»: современные бальные танцы; танцы народов РФ, их особенности и костюмы; современные виды танцев. Подготовительные упражнения к танцам. 1.Полуприседания. 2.Упражнения для ступни. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры: 1.Чижи в клетке. 2.Кот и мыши. Упражнения ритмической гимнастики 1.Без предметов. 2.Короткой скакалкой. Творческая деятельность»: этюдная работа; образные танцы; театрализация и танец. Танцы. «Полька». «Чунга-Чанга». Танцевальные упражнения. Шаг кадрили. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. 2. «Лиса и куры». 3. «Охотники и утки». 6 КЛАСС (8,5 ч.) «Танцевальная азбука»: упражнения на связь движений с музыкой. Постепенное изменение темпа при ходьбе и беге, основные позиции ног в классическом стиле; постановка корпуса; основные позиции рук в классическом стиле; понятие о рабочей и опорной ноге; понятие разминки; виды упражнений на различные группы мышц; комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса; основные танцевальные точки, шаги; диагональ, середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом; танцевальный элемент «Марш»; перестроение, «линии». 7 13 «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»: первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп); ритмический рисунок, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на развитие тела под музыку; красота движений. «Танец»: простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка; танцы «Танго». «Беседы по хореографическому искусству»: современные бальные танцы; танцы народов РФ, ихособенности и костюмы; новые направления хореографии, современный этюд. «Творческая деятельность»: Танцы. Круговой галоп. Этюдная работа; образные танцы. 8 КЛАСС (8,5 ч.) «Танцевальная азбука» (1 час): Дыхательные и релаксирующие упражнения. Игры («Холодно-горячо). Марш по периметру зала. Дыхательные и релаксирующие упражнения Игры («Холодно-горячо). Марш по периметру зала. Музыкальноритмические движения «Великаны и гномы» Дыхательные и релаксирующие упражнения. Марш по периметру зала. Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы» основные позиции ног в классическом стиле; постановка корпуса; основные позиции рук в классическом стиле; понятие о рабочей и опорной ноге; понятие разминки; виды упражнений на различные группы мышц; комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса; основные танцевальные точки, шаги; диагональ, середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом; танцевальный элемент «Марш»; перестроение, «линии». «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» (3 часа): первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп); ритмический рисунок, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на развитие тела под музыку; красота движений. Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Подвижные игры с мячом Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Подвижные игры с мячом Игра «Секретное задание». Перестроение в круг из шеренги в цепочки. «Танец» (3 часа): простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка; танцы «Танго», «Хип-хоп», «Модерн». «Беседы по хореографическому искусству» (1 час): современные бальные танцы; танцы народов РФ, их особенности и костюмы; новые направления хореографии, современный этюд. «Творческая деятельность» (1 час): этюдная работа; образные танцы; театрализация и танец. Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Ритмическая гимнастика 14 Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Ритмическая гимнастика Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Отбивай мяч». Маршировка и пение. 9 КЛАСС (8,5 ч.) «Танцевальная азбука»: Ритмические упражнения с гимнастической палкой, Релаксирующие упражнения. Дыхательные и релаксирующие упражнения, Игры («Холодно-горячо). Марш по периметру зала. Музыкальноритмические движения «Великаны и гномы», основные позиции ног в классическом стиле; постановка корпуса; основные позиции рук в классическом стиле; понятие о рабочей и опорной ноге; понятие разминки; виды упражнений на различные группы мышц; комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса; основные танцевальные точки, шаги; диагональ, середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом; танцевальный элемент «Марш»; перестроение, «линии». «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»: первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп); ритмический рисунок, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на развитие тела под музыку; красота движений. «Танец» (8 часов): простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии: елочка, гармошка; танцы «Танго», «Хип-хоп», «Модерн». «Беседы по хореографическому искусству»: современные бальные танцы; танцы народов РФ, их особенности и костюмы; новые направления хореографии, современный этюд. «Творческая деятельность»: этюдная работа; театрализация и танец. VII. Рекомендации к оценке предметных результатов Предметные результаты освоения учебного предмета «Ритмика» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для образовательной области «Ритмика», готовность их применения в практической деятельности. 15 7.1. Планируемый уровень подготовки выпускников Классы Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь 5 класс Обучающиеся должны знать: - правую и левую стороны тела, пространства; - названия музыкальных инструментов. Обучающиеся должны уметь: - задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами); - повторять любой ритм, заданный учителем; правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - четко определять начало и конец музыкальной фразы, согласовывать движения с музыкой, считать под музыку свои движения; - выполнять простые и сложные элементы танцевсовременных ритмов 6 класс Обучающиеся должны знать: - все изученные термины и названия; - различные виды танцев и плясок; - новые направления и названия движений различных танцев; - новые направления хореографии, виды и жанры хореографии. Обучающиеся должны уметь: - задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами); - повторять любой ритм, заданныйучителем; -правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; -четко определять начало и конец музыкальной фразы, согласовывать движения с музыкой, считать под музыку свои движения; - выполнять простые и сложные элементы танцев современных ритмов; - уметь держаться на сцене; -правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - отмечать в движении ритмический рисунок 16 7 класс Обучающиеся должны знать: - все изученные термины и названия; - различные виды танцев и плясок; - новые направления и названия движений различных танцев; - новые направления хореографии,виды и жанры хореографии. Обучающиеся должны уметь: - задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами); - повторять любой ритм, заданныйучителем; - правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - четко определять начало и конец музыкальной фразы, согласовывать движения с музыкой, считать под музыку свои движения; - выполнять простые и сложные элементы танцев современных ритмов. - правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - отмечать в движении ритмическийрисунок; - развивать художественно-эстетический вкус; - уметь держаться на сцене, раскрыть свои потенциальные способности; - выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца; - выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии. 17 8 класс Обучающиеся должны знать: - элементы музыкальной грамоты; - все изученные термины и названия; - различные виды танцев и плясок; - новые направления и названия движений различных танцев. Обучающиеся должны уметь: - повторять любой ритм, заданныйучителем; - правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - четко определять начало и конец музыкальной фразы, согласовывать движения с музыкой, считать под музыку свои движения; - выполнять простые и сложные элементы танцев современных ритмов. - правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - отмечать в движении ритмическийрисунок; - развивать художественно-эстетический вкус; - уметь держаться на сцене, раскрыть свои потенциальные способности; - выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца; - выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии. 9 класс Обучающиеся должны знать: - все изученные термины и названия; различные виды танцев и плясок; - элементы музыкальной грамоты; - все изученные термины и названия; - различные виды танцев и плясок; -новые направления и названия движений различных танцев. Обучающиеся должны уметь: - повторять любой ритм, заданный учителем; правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкальногоотрывка; - четко определять начало и конец музыкальной фразы, согласовывать движения с музыкой, считать под музыку свои движения; - выполнять простые и сложные элементы танцев современных ритмов. 18 - правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - отмечать в движении ритмическийрисунок; - развивать художественно-эстетический вкус; - уметь держаться на сцене, раскрыть свои потенциальные способности; - выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца; - выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии. Планируемый результат: сформированная социально - трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме. 7.2. Система оценки по учебному предмету Оценка образовательных результатов. Учащимся не выставляются отметки. Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы. Положительная динамика - 1 балл. Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции: полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходекоррекционных занятий; применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях; применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности. Частично положительная динамика - 0,5 балла. Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения состоянии учащегося: частичное усвоение нового опыта; частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях; затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь. Отсутствие динамики - 0 баллов. Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач: нечувствительность учащегося к новому опыту; невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях; невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь. 19 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «Ритмика» Программно-методические материалы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Материально-техническое обеспечение: технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка); музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкальнодидактические игры), детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки; -дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи. Методическая литература: -1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с. -2. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г. -3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000 - 4. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с. - 5. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г. -6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009 Дополнительная литература для учителя и учащихся: - 1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с. -2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с. -3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с. - 4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поѐм, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с. -5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000. -6. Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с. VIII.