РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
Рабочая программа
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучающихся с умственная отсталостью (интеллектуальными
нарушениями (вариант 1)
8 класс
г. Костомукша
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура»
составлена
на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к
предметной области «Физическая культура» и является обязательной
частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая
программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5
часав неделю).
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая
культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре,
повышении
уровня
их
психофизического
развития,
расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
- воспитание интереса к физической культуре и спорту;
- овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в
процессе уроков и во внеурочной деятельности);
- воспитание нравственных качеств и свойств личности;
- содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» в 8 классе определяет следующие задачи:
Задачи учебного предмета:
- формирование потребности в систематических занятиях физической
культурой и доступных видах спорта;
- формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу,
ловкость и другие;
- развитие у обучающихся умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
- формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время
бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от
40-до 60 м;
- формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув
ноги с полного разбега;
- формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
- совершенствование
перестроений;
техники
выполнения
строевых
- совершенствование умения сохранять равновесие
выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
команд
во
и
время
- формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие
и корригирующие упражнения в определенном ритме;
- совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать
под препятствие различным способом в зависимости от высоты
препятствия;
- совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными
способами;
- формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание
программы
отражено
в
разделах:
«Знания
о
физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная
подготовка»,
«Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает
некоторые
теоретические
сведения
и
материал
для
практической
подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
- беседы о содержании и значении физических упражнений для
повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
- выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
- выполнение
физических
упражнений
без
сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
зрительного
- самостоятельное выполнение упражнений;
- занятия в тренирующем режиме;
- развитие
двигательных
качеств
на
программном
материале
гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и
навыков в процессе подвижных игр.
Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»
в 8 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его
потенциальных возможностей.
В этот период применяется большое количество разнообразных
методических
приемов,
содействующих
двигательных
возможностей
подростков.
направленному
В
связи
с
развитию
увеличением
индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи,
содержание, темп программного материала, оценка их достижений.
В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры
применяются специфические и общепедагогические методы физического
воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго
регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
Содержание разделов
№
Количество
часов
Название раздела
Контрольные
работы
(количество)
В процессе
обучения
4
1
Знания о физической культуре
2
Гимнастика
3
Легкая атлетика
6
4
Лыжная подготовка
3
5
Спортивные игры
4
Итого:
17
С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся
занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на
коньках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В 8 КЛАССЕ
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» на
конец 8 класса
Обучающиеся должны:
Минимальный уровень:
- иметь представления о физической культуре как средстве укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством
учителя;
- знать основные правила поведения на уроках физической культуры и
осознанно их применять;
- иметь представления о двигательных действиях;
- знать строевые команды и выполнять строевых действий по
словесной инструкции;
- уметь
упражнений;
вести
подсчёт
при
выполнении
общеразвивающих
- ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
- иметь представление о видах двигательной активности, направленных
на преимущественное развитие основных физических качеств, в процессе
участия в спортивных играх и эстафетах;
- взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении
спортивных игр, соревнований;
- иметь представления о бережном обращении с инвентарём и
оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе
участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры;
- самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
- участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
- знать виды двигательной активности в процессе физического
воспитания; выполнение двигательных действий;
- уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
- совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и
эстафетах;
- уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку
сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях;
осуществлять их объективное судейство;
- знать спортивные традиции своего народа и других народов;
- знать некоторые факторы из истории развития физической культуры,
понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
- знать способы использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности;
- знать правила техники выполнения двигательных действий;
- знать организацию занятий по физической культуре с различной
целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы,
координации; знать физические упражнения с различной целевой
направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;
- соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Критерии оценки предметных результатов
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 8
классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью
формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных
возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены,
теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется
следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат
выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение
ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких
или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают
особого искажения структуры движений, но влияют на качество
выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры
значительных ошибок:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту,
длину;
- несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более
одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку
«удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько
грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат.
Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника
движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка «2» не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие,
значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием
и избежать которых он не может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного
подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса
делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных
способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем
определённого
раздела
программы,
который
будет
отражать
индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за
курс 8 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности
проводимой
коррекционно-образовательной
работы
по
адаптивной
физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического
развития и двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится
тестирование
уровня
физической
подготовленности,
чтобы
иметь
объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного
года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и
физических качеств.
Тесты для обучающихся в 8 классе
-
бег 60м;
-
прыжок в длину с места;
- сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища
из виса лёжа на перекладине (д);
-
наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
-
смешанное передвижение на 500 м;
-
поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной
отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии
учебных
нормативов
и
использует
адаптированные
критерии,
разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом
двигательных
и
конкретного
класса.
интеллектуальных
Возрастных
возможностей
нормативов
для
обучающихся
обучающихся
с
умственной отсталостью нет. Учитель руководствуется планируемыми
результатами освоения программы по предмету и ориентируется на
возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем
освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания
(тесты)усвоения физических умений, развития
физических качеств у обучающихся 8 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической
культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания
(тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом
возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение
функционального состояния обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание
динамики
усвоения
умений,
навыков
и
уровня
физической
подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический
коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель
даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по
одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний
(тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых
результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за
наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок
вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и
приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола
максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться
максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части
голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на
затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по
необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и
ходьбы) без учёта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний
(тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых
результатов:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной
постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног,
не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности
выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным
взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.
3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по
возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней
части голени с наименьшим сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно
на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью
рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени,
допускается
по
необходимости
комбинированное
передвижение
(чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Учебные нормативы* и испытания (тесты)
развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре
(8 класс)
№
п./п.
Виды испытаний
Показатели
(тесты)
Учащиеся
1
Мальчики
Оценка
«3»
Бег 60 м. (сек.)
9,8 и
больше
2
Поднимание
туловища из
24/20
Девочки
«4»
«5»
9,7/9,5
9,4/9,0
29/25
35/30
«3»
«4»
12,6 и
12,5-
больше
12,0
15/12
22/16
«5»
11,9/11,3
35/23
положения, лёжа на
спине (количество
раз за 1м.)
3
Прыжок в длину с
места толчком двумя
145/135 170/146
190/171 125/120
150/126
170/151
ногами (см.)
4
Сгибание и
разгибание рук в
упоре лёжа на полу
9/7
15/10
+4
+7
19/16
8/5
9/6
12/8
+11
+5
+10
+15
(количество раз)
5
Наклон вперёд из
и.п. стоя с прямыми
ногами на
гимнастической
скамейке (см ниже
уровня скамейки)
6
Бег на 500 м
Без учета времени
*данные нормативы являются относительными и усреднёнными и требуют
корректировки (адаптации) с учётом уровня психофизического развития и
подготовленности обучающихся конкретного класса