РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
8 класс
г. Костомукша
2024 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни»
составлена
на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(далее
АООП
УО
(вариант
1)),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный
предмет
«Основы
социальной
жизни»
относится
к
предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы
социальной жизни» В 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
17 часов в год (0,5 часа в неделю).
АООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
2
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 8 классе определяет следующие задачи:
формирование знаний о здоровом образе жизни, его влиянии на
организм человека;
формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных
продуктов питания;
формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые
блюда;
формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров
ежедневного назначения;
формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены
подростка;
формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с
чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами;
формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных
местах;
представления
о
морально-этических
нормах
поведения;
3
формирование умений использовать навыки ведения домашнего
хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых
учреждений.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 8 классе носит продолжение
изучения
теоретических
знаний
и
практических
умений.
«Основы
социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью
и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности.
Программа обучения в 8 классе осуществляется по принципу
усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает
формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков
самообслуживания,
ведения
домашнего
хозяйства,
ориентировки
в
окружающем мире. На четвертом году обучения программа направлена на
формирование
у
социально-бытовой
установок,
обучающихся
адаптации,
знаний
и
формирования
умений,
способствующих
правильных
жизненных
соблюдения правил здорового образа жизни и бережного
отношения к собственному здоровью, применения теоретических знаний на
практике и формирование знаний об основах семейного бюджета. В ходе
занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений
торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на
формирование
безопасного
и
здорового
образа
жизни,
выполнение
ежедневных домашних обязанностей, умение организовывать себя и
помогать другим. Большое значение имеют разделы, направленные на
получение практических навыков по приготовлению простых и знакомых
блюд, соблюдению правил поведения в быту, распределению бюджета для
покупок определённых товаров и расчет стоимости продуктов питания,
организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в
обществе.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются
задачи
воспитания
личностных
качеств:
трудолюбия,
аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
5
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний
о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания,
которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также
совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые
обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы
социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или
малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому
ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления
пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться
общественным транспортом и различными учреждениями быта.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками
адаптации
к
изменяющимся
жизненным
условиям,
развитию
коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению моральноэтических
норм,
принятых
в
обществе,
развитию
эстетического
и
художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
1
Личная гигиена и здоровье
1
2
Охрана здоровья
2
3
Жилище
1
4
Одежда и обувь
3
Контрольные
работы, тесты
6
5
Питание
4
6
Транспорт
1
7
Средства связи
1
8
Предприятия, организации, учреждения
1
9
Семья
2
10
Итоговое занятие
1
1
Итого:
17
1
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
III.
Личностные:
осознание себя как гражданина России;
способность
к
осмыслению
картины
мира,
ее
временно-
пространственной организации;
сформированность
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
сформированность адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
приготовление
несложных
видов
блюд
под
руководством
педагогического работника;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении
пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за
ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;
решение
типовых
практических
задач
под
руководством
педагогического работника посредством обращения в предприятия бытового
обслуживания;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
8
Достаточный уровень:
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное
совершение
покупок
товаров
ежедневного
назначения;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка
белья, мытье посуды);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под
руководством взрослого);
пользование
различными
средствами
связи
для
решения
практических житейских задач.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
индивидуального
и
результатов
фронтального
опроса
осуществляется
обучающихся,
по
итогам
выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
9
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставиться если:
обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
умеет использовать таблицы, схемы;
понимает и объясняет изученные понятия, термины;
самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставиться, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
не может самостоятельно привести пример;
отвечает на наводящие вопросы.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает
не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный
материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.
10
11