РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа учебного предмета «Этика» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умеренная, глубокая умственная отсталость) г. Костомукша, 2024 г 1 Программа « Этика» 11 класс. I. Пояснительная записка. Нормативно-правовая основа составления программы: Рабочая программа учебного предмета «Этика» разработана на основе следующих нормативных документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г. - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина» - Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год. - "Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся", утверждённое 16.04.2021 г. Рабочая программа по Этике составлена на основе программы: - Этика и психология семейной жизни (Матвеева Н.Б.) Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 331 с. (с.61) Учебники по предмету федеральным перечнем не предусмотрены. Актуальность данной образовательной программы определяется сложившейся в стране ситуацией, необходимостью укрепления института семьи в нашем обществе, как основной государственно-общественной ячейки. В настоящее время эта проблема стоит наиболее остро, так как социально- экономическое, идеологическое развитие общества, формирование рыночных отношений негативно сказываются в большинстве случаев на устойчивости, прочности семейно-брачных отношений. Особенно это касается представления современной молодежи о ценности семьи и брака, о серьезном отношении к вопросу создания семьи и заключения брака. Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. Проблемы демографии, потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов" криминальной структуры, снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми. В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути 2 и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников. В условиях жизни ребёнка в школе-интернате этот предмет приобретает особое значение, т.к. дети лишены возможности на личном семейном опыте осваивать многие проблемы, связанные с семьёй, с семейными отношениями, они не видят образца отношений в семье между родителями и поэтому им необходим курс этики и психологии семейной жизни для становления личности семьянина. Подготовить ребенка к семейной жизни - это научить его добру, чувству товарищества, нравственности. Помимо этого работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что благоприятно повлияет на их будущую семейную жизнь, а именно будет способствовать созданию крепкой и прочной семьи. Цель: расширение представлений о современной семье, ее значении в жизни человека для развития жизненных компетенций, социализации в обществе. Задачи: Углубить представления о семье, ее роли в жизни человека как социального института. Раскрыть более глубоко представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д. Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье. Расширить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание. Подготовить к различным способам взаимодействия с будущими супругами, ближайшими родственниками семьи. II. Общая характеристика предмета. Изучение представленного курса актуально именно в старшем подростковом возрасте, когда у учащихся сформированы основные представления о моральных, нравственноэтических нормах поведения человека. Ведущей целью курса «Этика» в 11 классе, как и в 10 классе, является формирование готовности к вступлению в брак, созданию полноценной семьи и воспитанию будущих детей. Данный курс опирается на все богатство, заложенное в содержании учебновоспитательной работы школы. Курс «Этика» должен стать завершающим этапом всей многогранной работы, осуществляемой и воспитателями, учителями, школой по воспитанию уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов: 1.Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися. 2.Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися. 3.Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания. 4.Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала. 5.Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей. 6.Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью. Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения: •о сущности личности; 3 •об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания; •об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности; •об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений. Ключевые идеи курса: 1.В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. 2.Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. 3.Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность. При выборе методов работы наряду с использованием традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., применяются различные методы и приемы работы, направленные на активизацию учащихся в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драматизации, просмотр видеофрагментов, решение различных «этических задач». Под этической задачей имеется в виду жизненная ситуация (она может быть законченной или нет, тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданная педагогом для совместного обсуждения поведения героев данной ситуации. Важно помнить, что в ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии происходит активное включение подростков в работу. В процессе занятия учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись внимательно слушать всех участников дискуссии. При работе по программе используются не только уроки сообщения новых знания и комбинированные, но и уроки закрепления и применения знаний, где учитель значительную часть времени уделяет обсуждению и углубленному изучению предложенных им вопросов. Такие уроки посвящены решению этических задач, анализу драматизированных ситуаций, разрешению жизненных проблем. Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростков, развитие эмоционально-волевой сферы В рамках представленной программы осуществляются межпредметные связи. Межпредметные связи. При изучении тем по курсу «Этика» межпредметная связь прослеживается со следующими изучаемыми образовательными курсами: биология принадлежность человека к миру животных и главное отличие - разум; география (работа с географической картой); история (сравнение современной семьи и семьи в разные исторические периоды) русский язык (правописание сложных слов и терминологии); чтение (работа с текстами, презентациями); математика (выполнение вычислительных операций при решении различных бытовых задач); профильный труд (значение труда, право на труд, трудоустройство и т.п.); основы безопасности жизнедеятельности (жизнь в современном обществе). Основные формы организации учебного процесса: Занятия проводятся в классно - урочной форме. Урок (40 мин). Типы уроков: 4 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Комбинированный урок. Нетрадиционные типы уроков: • Урок-экскурсия. • Урок-диалог. Формы учебной деятельности: Коллективная, групповая, индивидуальная. Основные технологии обучения: Коррекционно-развивающее обучение. Дифференцированное обучение. Личностно-ориентированное обучение. Технология проблемного обучения (приемы). Игровые технологии (приемы). Информационно-коммуникационные технологии. Здоровьесберегающие технологии (приемы). Методы обучения: методы изложения новых знаний; методы повторения, закрепления знаний; методы применения знаний; методы контроля. Словесные методы: Беседа. Рассказ учителя. Устный опрос. Работа с дополнительной литературой (ответы на вопросы, выборочное чтение, пересказ статьи, выписывание различных сведений, составление плана статьи, работа с рисунками, схемами и др.). Наглядные методы: Демонстрация картин, иллюстраций, карт, предметов быта, изделий разных ремесел и др. Наблюдения. ТСО, ИКТ: ММП. Практические методы: Упражнения. Практическая работа. Экскурсия. III. Место предмета в учебном плане. В учебном плане предмет «Этика» представлен в образовательной области «Обществознание» федерального компонента. Срок реализации программы 1 год (68 часов, 2 часа в неделю). IV. Личностные и предметные результаты освоения Этики. Ожидаемые результаты освоения программы: Включают два компонента: «академический» - предметные результаты и формирование жизненной компетенции – личностные результаты, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. 1. Предметные результаты освоения ЭПСЖ: Основные требования к знаниям и умениям учащихся: В результате реализации программы у детей должны быть сформированы представления о семье, ее роли в жизни человека, о различных социальных ролях людей в семье и о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи. Требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны иметь представление о личности, самовоспитании, о межличностных отношениях между юношей и девушкой. Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека. Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников. 5 Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи. Учащиеся должны понимать, и уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак. Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни. Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц. Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства. Учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их. Учащиеся должны понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка. Учащиеся должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям. 2. Личностные результаты освоения Этики: В зависимости от потенциальных познавательных и психических особенностей обучающиеся должны: 1.Иметь положительную мотивацию к изучению знаний по Этике и формированию необходимых умений в рамках программы. 2.Осознавать социальную значимость учебной деятельности и её практическую направленность. 3.Уметь применять полученные знания на практике (развитие жизненной компетенции). 4. Уметь осваивает необходимые формы социального поведения и реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. 5.Развить положительные личные качества: самостоятельность, трудолюбие, бережливость, активность и другие. 3. Система оценки планируемых результатов. По текущему и итоговому контролю отметка не ставится, по итогам четверти и года ставится «зачет». V. Содержание предмета Этика. 11 класс. Введение. 1ч. Предмет Этика, его цели и задачи. Выпускник школы, его готовность к самостоятельной семейной жизни. 1 раздел. «Семья и семейное законодательство». 7 ч. Семейный кодекс. Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса. 2 раздел. «Взаимоотношения в молодой семье». 10ч. Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость. Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.). Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи и т.д.) Обобщение знаний по теме. 6 3 раздел. «Быт и экономика молодой семьи». 14 ч. Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм). Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье. Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями. Обобщение знаний по теме. 4 раздел «Конфликты в семье». 13 ч. Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи), неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей супруга и т.д. Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения. Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. Урок обобщения знаний по теме. 5 раздел «Ребенок в семье». 22ч. Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей (режим, домашняя учебная деятельность школьника, физкультура, обязанности по самообслуживанию, домашний труд, забота о старших, домашнее чтение).Воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Корректировка отношений детей с внешним миром: помощь в установлении правильных взаимоотношений детей со взрослыми, контроль за соблюдением правил поведения в общественных местах, бережным отношением к вещам. Воспитание любви к природе. Специфика семейного воспитания. Влияние на детей личного примера и авторитета родителей, индивидуальный характер воспитания, последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность. Психологическая природа эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание. Поощрение и наказание, их воспитательное влияние. Виды поощрений и наказаний. Послушание страха и послушание доверия.Привлечение детей к уходу за младшими братьями, сестрами и их воспитанию как способ формирования самостоятельности, ответственности и готовности к будущей семейной жизни. Типичные недостатки семейного воспитания. Дефицит любви. Отсутствие единства воспитательных действий. Проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Несправедливость и жестокость наказаний. Ложные формы проявления любви. Дефицит и однообразие общения с детьми. Редкое использование игр и других форм совместных развивающих занятий. Отсутствие и недостаточность трудового воспитания. Разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными поступками родителей. Подавление воли, активности ребенка. Неучет его индивидуальности, невнимание к интересам и способностям ребенка. Нравственный климат семьи. Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец - духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за дисциплину и духовно-нравственное состояние членов семьи. Жена — незаменимый помощник мужа, отца. «Сердечный» совет жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Дедушка и бабушка, их роль в 7 поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи. Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов. Воспитание трудом. Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых — основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда. Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пищи, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках). Совместный труд супругов и детей — залог благоприятного семейного климата. Семейный досуг. Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные поездки по местам исторических и культурных объектов. Праздники. Ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми. Семейные традиции. Развитие интересов. Строгая избирательность в просмотре телепередач. Вечерние беседы о прожитом дне. Повторение «Что узнали из курса Этика». 1ч. Требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни. Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц. Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства. Учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их. Учащиеся должны понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка. Учащиеся должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям. VI. Тематическое планирование. Виды деятельности: Работа с презентацией, обсуждение через логически связанные вопросы по теме, с учетом уровня развития обучающихся. Работа с рисунками, фотографиями, дополнительной литературой. Формулировка учащимися вопросов к учителю, друг другу, в группах. Прослушивание и анализ выступлений своих товарищей. Взаимообъяснение. Составление словаря терминов и понятий, работа с ним. Задания содержательного характера. Моделирование проблемных, жизненных ситуаций, их решение. Выполнение специальных коррекционных заданий. Дидактические игры. Работа с пословицами, поговорками, загадками. Тесты. Просмотр кинофрагмента, видеофрагмента, мультфильма, иллюстративного материала по теме урока. Проведение заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме в интернете. 1 триместр 23ч. Введение в курс «Этика».2ч 1 раздел «Семья и семейное законодательство». 11ч. 8 2 раздел «Взаимоотношения в молодой семье».10ч. 2 триместр 19ч. 3 раздел «Быт и экономика молодой семьи». 19ч. 3 .триместр 25ч. 4 раздел «Конфликты в семье».13ч. 5 раздел «Ребенок в семье». 11ч. Повторение «Что узнали из курса Этика». 1ч. Региональный компонент. При изучении многих тем присутствует региональный компонент, отражающий политику правительства Республики Карелия в области семьи. Цель его реализации: расширение знаний учащихся об особенностях организации, условий проживания семей в поселке, районе, РК. Тематика уроков отражена в календарно-тематическом планировании. 9 уроков, что составляет 13%. 2. Календарно-тематическое планирование на учебный год. (Приложение ). VII. Обеспечение образовательного процесса. 1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: 1.Основная литература: 1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61 2.Учебники: Нет. 2. Дополнительная литература: 1. Гармония семейных отношений.- Петрозаводск: Карелия, 1991.- 336 с. 2. Карелия: 10 шагов в новое тысячелетие.- Петрозаводск: АУ РК «Издательский Дом «Карелия», 2012. – 256 с. с илл. 3. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. Конституция Республики Карелия. Государственный гимн Республики Карелия. – Петрозаводск: Карелия, 2009. – 96с. 4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 5.Республика Карелия: Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования (Под общей редакцией Е.Г. Немковича, А. С. Кармазина). – Петрозаводск: Карелия, 1999. 197 с. с илл. Владин В., Капустин Д. 6. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005. 3.Печатные пособия: Дидактический материал. 4.Демонстрационные пособия: Географические карты РФ, РК. 5. Цифровые и электронные образовательные ресурсы: ММП по темам уроков. Видеофагменты. Интернет ресурсы: Детская психология для родителей. Режим доступа:. http://www.psyparents.ru/index.php ЕДИНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:. http://school-collection/edu/ru/. 9 Заглавная страница ВИКИПЕДИЯ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru/wikipedia/org/wiki/. Mетодический портал учителя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.metodsovet.su. ОТКРЫТЫЙ КЛАСС[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www/openclass. ru/. Неврологическая помощь детям и взрослым. - Режим доступа:. http://www.nevromed.ru/index.htm Педсовет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/load/344. Психология в школе. - Режим доступа:. http://www.effecton.ru/758.html Сайт - преподавателя и для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyspace.ru/istochniki-materialapo-predmetam/biologiya-11.html. Учительский портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://easyen.ru/. Электронный педагогический журнал помощник учителю "Большая перемена" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pomochnik-vsem.ru. 2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: Средства ИКТ: Компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска. 10