Рабочая программа учебного предмета «Этика» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умеренная, глубокая умственная отсталость)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Этика»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья
(умеренная, глубокая умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г

1

Программа « Этика» 11 класс.
I. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая основа составления программы:
Рабочая программа учебного предмета «Этика» разработана на основе следующих
нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО
«СОШ №2 им. А.С.Пушкина»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования
и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
- "Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся", утверждённое 16.04.2021 г.
Рабочая программа по Этике составлена на основе программы:
- Этика и психология семейной жизни (Матвеева Н.Б.) Программно-методическое
обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред.
А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 331
с. (с.61)
Учебники по предмету федеральным перечнем не предусмотрены.
Актуальность данной образовательной программы определяется сложившейся в стране
ситуацией, необходимостью укрепления института семьи в нашем обществе, как основной
государственно-общественной ячейки. В настоящее время эта проблема стоит наиболее
остро, так как социально- экономическое, идеологическое развитие общества,
формирование рыночных отношений негативно сказываются в большинстве случаев на
устойчивости, прочности семейно-брачных отношений. Особенно это касается
представления современной молодежи о ценности семьи и брака, о серьезном отношении
к вопросу создания семьи и заключения брака.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение
и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому
поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер
человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие
всего общества.
Проблемы демографии, потеря социальной сущности брака, искажение духовных
ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов"
криминальной структуры, снижение образованности населения, алкоголизация семей и
подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания,
умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.
В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь
становятся важными понятия патриотизма, гуманизма. Гуманизация нашего общества
немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец
поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы
соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному
этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути
2

и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде
сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения
старшеклассников.
В условиях жизни ребёнка в школе-интернате этот предмет приобретает особое
значение, т.к. дети лишены возможности на личном семейном опыте осваивать многие
проблемы, связанные с семьёй, с семейными отношениями, они не видят образца
отношений в семье между родителями и поэтому им необходим курс этики и психологии
семейной жизни для становления личности семьянина. Подготовить ребенка к семейной
жизни - это научить его добру, чувству товарищества, нравственности. Помимо этого
работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как:
умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым,
прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с
близкими людьми, что благоприятно повлияет на их будущую семейную жизнь, а именно
будет способствовать созданию крепкой и прочной семьи.
Цель: расширение представлений о современной семье, ее значении в жизни
человека для развития жизненных компетенций, социализации в обществе.
Задачи:
 Углубить представления о семье, ее роли в жизни человека как социального
института.
 Раскрыть более глубоко представления о различных социальных ролях людей в
семье: мать, жена, муж и т.д.
 Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в
одной семье.
 Расширить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их
ответственности за их здоровье и воспитание.
 Подготовить к различным способам взаимодействия с будущими супругами,
ближайшими родственниками семьи.
II. Общая характеристика предмета.
Изучение представленного курса актуально именно в старшем подростковом возрасте,
когда у учащихся сформированы основные представления о моральных, нравственноэтических нормах поведения человека.
Ведущей целью курса «Этика» в 11 классе, как и в 10 классе, является формирование
готовности к вступлению в брак, созданию полноценной семьи и воспитанию будущих
детей. Данный курс опирается на все богатство, заложенное в содержании учебновоспитательной работы школы. Курс «Этика» должен стать завершающим этапом всей
многогранной работы, осуществляемой и воспитателями, учителями, школой по
воспитанию уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.
Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:
1.Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися.
2.Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению
проблем, заявленных преподавателем и учащимися.
3.Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно
установленные наукой знания.
4.Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала.
5.Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и
индивидуальных особенностей.
6.Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с
жизнью.
Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют
положения:
•о сущности личности;
3

•об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания;
•об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально
ценной деятельности;
•об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.
Ключевые идеи курса:
1.В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому
хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю
жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
2.Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.
3.Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.
При выборе методов работы наряду с использованием традиционных методов
обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., применяются различные
методы и приемы работы, направленные на активизацию учащихся в процессе работы, а
именно: элементы проблемных методов обучения, драматизации, просмотр
видеофрагментов, решение различных «этических задач». Под этической задачей имеется
в виду жизненная ситуация (она может быть законченной или нет, тогда дети должны
представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданная педагогом для
совместного обсуждения поведения героев данной ситуации. Важно помнить, что в ходе
занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии
происходит активное включение подростков в работу. В процессе занятия учащиеся учатся
рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить
мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на
собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное
нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки
учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку
зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая
убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись внимательно
слушать всех участников дискуссии. При работе по программе используются не только
уроки сообщения новых знания и комбинированные, но и уроки закрепления и
применения знаний, где учитель значительную часть времени уделяет обсуждению и
углубленному изучению предложенных им вопросов. Такие уроки посвящены решению
этических задач, анализу драматизированных ситуаций, разрешению жизненных проблем.
Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые
знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления
подростков, развитие эмоционально-волевой сферы
В рамках представленной программы осуществляются межпредметные связи.
Межпредметные связи.
При изучении тем по курсу «Этика» межпредметная связь прослеживается со
следующими изучаемыми образовательными курсами:

биология принадлежность человека к миру животных и главное отличие - разум;

география (работа с географической картой);

история (сравнение современной семьи и семьи в разные исторические периоды)

русский язык (правописание сложных слов и терминологии);

чтение (работа с текстами, презентациями);

математика (выполнение вычислительных операций при решении различных
бытовых задач);

профильный труд (значение труда, право на труд, трудоустройство и т.п.);

основы безопасности жизнедеятельности (жизнь в современном обществе).
Основные формы организации учебного процесса:
Занятия проводятся в классно - урочной форме. Урок (40 мин).
Типы уроков:
4

 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала).
 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).
 Комбинированный урок.
Нетрадиционные типы уроков:
• Урок-экскурсия.
• Урок-диалог.
Формы учебной деятельности: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Основные технологии обучения:

Коррекционно-развивающее обучение.

Дифференцированное обучение.

Личностно-ориентированное обучение.

Технология проблемного обучения (приемы).

Игровые технологии (приемы).

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии (приемы).
Методы обучения:
 методы изложения новых знаний;
 методы повторения, закрепления знаний;
 методы применения знаний;
 методы контроля.
Словесные методы: Беседа. Рассказ учителя. Устный опрос. Работа с дополнительной
литературой (ответы на вопросы, выборочное чтение, пересказ статьи, выписывание
различных сведений, составление плана статьи, работа с рисунками, схемами и др.).
Наглядные методы: Демонстрация картин, иллюстраций, карт, предметов быта, изделий
разных ремесел и др. Наблюдения. ТСО, ИКТ: ММП.
Практические методы: Упражнения. Практическая работа. Экскурсия.
III. Место предмета в учебном плане.
В учебном плане предмет «Этика» представлен в образовательной области
«Обществознание» федерального компонента. Срок реализации программы 1 год (68
часов, 2 часа в неделю).
IV. Личностные и предметные результаты освоения Этики.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Включают два компонента: «академический» - предметные результаты и формирование
жизненной компетенции – личностные результаты, что является необходимым для ребенка
с ОВЗ.
1. Предметные результаты освоения ЭПСЖ:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы представления
о семье, ее роли в жизни человека, о различных социальных ролях людей в семье и о
способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
 Учащиеся должны иметь представление о личности, самовоспитании, о
межличностных отношениях между юношей и девушкой.
 Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни
человека.
 Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать
близких и дальних родственников.

5

 Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между
юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной
семьи.
 Учащиеся должны понимать, и уметь объяснять, какие условия необходимы для
вступления в брак.
 Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их
значение в семейной жизни.
 Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные
статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи
на один месяц.
 Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в
ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства,
уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.
 Учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего
ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их.
 Учащиеся должны понимать особенности развития детей и основные проблемы
воспитания ребенка.
 Учащиеся должны уметь определять основные обязанности родителей по
отношению к своим детям.
2. Личностные результаты освоения Этики:
В зависимости от потенциальных познавательных и психических особенностей
обучающиеся должны:
1.Иметь положительную мотивацию к изучению знаний по Этике и формированию
необходимых умений в рамках программы.
2.Осознавать социальную значимость учебной деятельности и её практическую
направленность.
3.Уметь применять полученные знания на практике (развитие жизненной
компетенции).
4. Уметь осваивает необходимые формы социального поведения и реализовать их в
условиях семьи и гражданского общества.
5.Развить положительные личные качества: самостоятельность, трудолюбие,
бережливость, активность и другие.
3. Система оценки планируемых результатов.
По текущему и итоговому контролю отметка не ставится, по итогам четверти и года
ставится «зачет».
V. Содержание предмета Этика.
11 класс.
Введение. 1ч. Предмет Этика, его цели и задачи.
Выпускник школы, его готовность к самостоятельной семейной жизни.
1 раздел. «Семья и семейное законодательство». 7 ч.
Семейный кодекс. Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса.
2 раздел. «Взаимоотношения в молодой семье». 10ч.
Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера,
уважение, терпимость. Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой
социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней,
защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних
заботах и т.д.). Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной
роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего
хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи и т.д.)
Обобщение знаний по теме.
6

3 раздел. «Быт и экономика молодой семьи». 14 ч.
Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи. Потребности семьи:
естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм).
Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и
развлечения в семье. Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье:
доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями.
Обобщение знаний по теме.
4 раздел «Конфликты в семье». 13 ч.
Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между
супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость,
отсутствие внимания и заботы, помощи), неготовность супругов к выполнению своей
новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться,
вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей
супруга и т.д. Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения.
Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с
основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела
имущества, обязанностей родителей по отношению к детям.
Урок обобщения знаний по теме.
5 раздел «Ребенок в семье». 22ч.
Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций
семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных
учреждениях. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей
(режим, домашняя учебная деятельность школьника, физкультура, обязанности по
самообслуживанию, домашний труд, забота о старших, домашнее чтение).Воспитание
доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в
воспитании ребенка. Корректировка отношений детей с внешним миром: помощь в
установлении правильных взаимоотношений детей со взрослыми, контроль за
соблюдением правил поведения в общественных местах, бережным отношением к вещам.
Воспитание любви к природе. Специфика семейного воспитания. Влияние на детей
личного примера и авторитета родителей, индивидуальный характер воспитания,
последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в
воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность.
Психологическая природа эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание. Поощрение и
наказание, их воспитательное влияние. Виды поощрений и наказаний. Послушание страха
и послушание доверия.Привлечение детей к уходу за младшими братьями, сестрами и их
воспитанию как способ формирования самостоятельности, ответственности и готовности
к будущей семейной жизни.
Типичные недостатки семейного воспитания. Дефицит любви. Отсутствие единства
воспитательных действий. Проявление безволия, непоследовательности, гнева и
раздражительности. Несправедливость и жестокость наказаний. Ложные формы
проявления любви. Дефицит и однообразие общения с детьми. Редкое использование игр и
других форм совместных развивающих занятий. Отсутствие и недостаточность трудового
воспитания. Разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными
поступками родителей. Подавление воли, активности ребенка. Неучет его
индивидуальности, невнимание к интересам и способностям ребенка.
Нравственный климат семьи. Отношения между членами семьи. Роль каждого члена
семьи. Отец - духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в
обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический
защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за
дисциплину и духовно-нравственное состояние членов семьи. Жена — незаменимый
помощник мужа, отца. «Сердечный» совет жены на семейном совете. Особая роль матери
в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Дедушка и бабушка, их роль в
7

поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей. Взаимное уважение между
членами семьи. Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная
солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное
послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье
как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.
Воспитание трудом. Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых
— основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для
подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых
обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда. Соотношение
умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость
совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление
пищи, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой
техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на
садово-огородных участках). Совместный труд супругов и детей — залог благоприятного
семейного климата.
Семейный досуг. Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные поездки по
местам исторических и культурных объектов. Праздники. Ценность подарков к
праздникам, сделанных самими детьми. Семейные традиции. Развитие интересов. Строгая
избирательность в просмотре телепередач. Вечерние беседы о прожитом дне.
Повторение «Что узнали из курса Этика». 1ч.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
 Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их
значение в семейной жизни.
 Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать
основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно
рассчитать бюджет семьи на один месяц.
 Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в
ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного
законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его
достоинства.
 Учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье
своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их.
 Учащиеся должны понимать особенности развития детей и основные
проблемы воспитания ребенка.
 Учащиеся должны уметь определять основные обязанности родителей по
отношению к своим детям.
VI. Тематическое планирование.
Виды деятельности: Работа с презентацией, обсуждение через логически
связанные вопросы по теме, с учетом уровня развития обучающихся. Работа с рисунками,
фотографиями, дополнительной литературой. Формулировка учащимися вопросов к
учителю, друг другу, в группах. Прослушивание и анализ выступлений своих товарищей.
Взаимообъяснение. Составление словаря терминов и понятий, работа с ним. Задания
содержательного характера. Моделирование проблемных, жизненных ситуаций, их
решение. Выполнение специальных коррекционных заданий. Дидактические игры. Работа
с пословицами, поговорками, загадками. Тесты. Просмотр
кинофрагмента,
видеофрагмента, мультфильма, иллюстративного материала по теме урока. Проведение
заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме в интернете.
1 триместр 23ч.
Введение в курс «Этика».2ч
1 раздел «Семья и семейное законодательство». 11ч.
8

2 раздел «Взаимоотношения в молодой семье».10ч.
2 триместр 19ч.
3 раздел «Быт и экономика молодой семьи». 19ч.
3 .триместр 25ч.
4 раздел «Конфликты в семье».13ч.
5 раздел «Ребенок в семье». 11ч.
Повторение «Что узнали из курса Этика». 1ч.
Региональный компонент.
При изучении многих тем присутствует региональный компонент, отражающий
политику правительства Республики Карелия в области семьи.
Цель его реализации: расширение знаний учащихся об особенностях организации,
условий проживания семей в поселке, районе, РК. Тематика уроков отражена в
календарно-тематическом планировании. 9 уроков, что составляет 13%.
2. Календарно-тематическое планирование на учебный год. (Приложение ).
VII. Обеспечение образовательного процесса.
1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1.Основная литература:
1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой
подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида:
пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61
2.Учебники:
Нет.
2. Дополнительная литература:
1. Гармония семейных отношений.- Петрозаводск: Карелия, 1991.- 336 с.
2. Карелия: 10 шагов в новое тысячелетие.- Петрозаводск: АУ РК «Издательский Дом
«Карелия», 2012. – 256 с. с илл.
3. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации.
Конституция Республики Карелия. Государственный гимн Республики Карелия. –
Петрозаводск: Карелия, 2009. – 96с.
4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие
для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
5.Республика Карелия: Информационно-справочное пособие для общеобразовательных
школ и учреждений начального и среднего профессионального образования (Под общей
редакцией Е.Г. Немковича, А. С. Кармазина). – Петрозаводск: Карелия, 1999. 197 с. с илл.
Владин В., Капустин Д.
6. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
3.Печатные пособия:
 Дидактический материал.
4.Демонстрационные пособия:
 Географические карты РФ, РК.
5. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
 ММП по темам уроков.
 Видеофагменты.
Интернет ресурсы:
 Детская психология для родителей. Режим доступа:. http://www.psyparents.ru/index.php
 ЕДИНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:. http://school-collection/edu/ru/.
9

 Заглавная страница ВИКИПЕДИЯ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ru/wikipedia/org/wiki/.
 Mетодический портал учителя [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.metodsovet.su.
 ОТКРЫТЫЙ КЛАСС[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www/openclass. ru/.
 Неврологическая помощь детям и взрослым. - Режим доступа:.
http://www.nevromed.ru/index.htm
 Педсовет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/load/344.
 Психология в школе. - Режим доступа:. http://www.effecton.ru/758.html
 Сайт - преподавателя и для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyspace.ru/istochniki-materialapo-predmetam/biologiya-11.html.
 Учительский портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://easyen.ru/.

Электронный педагогический журнал помощник учителю "Большая перемена"
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pomochnik-vsem.ru.
2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Средства ИКТ: Компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».