Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..
Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вариант 1
«Математика»
9 класс
г. Костомукша
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с нарушениями интеллекта, далее АООП НИ (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026.
АООП
НИ
(вариант
1)
адресована
обучающимся
с
интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Математика» является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Математика» в 9 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся,
коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на
разных этапах обучения.
Задачи обучения:
 формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности, используемых в повседневной жизни;
 коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
 воспитание положительных качеств и свойств личности.
2
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 9 классе
определяет следующие задачи:
 закрепление
и
совершенствование
устных
и
письменных
вычислительных навыков в пределах 1000 000;
 закрепление умений производить арифметические действия с
целыми и дробными числами, в том числе с числами, полученными при
измерении, с обыкновенными и десятичными дробями; производить
взаимные действия с обыкновенными и десятичными дробями;
 формирование умения производить арифметические действия с
конечными и бесконечными дробями;
 формирование умения находить проценты от числа и числа по его
доле;
 формирование
умения
решать
арифметические
задачи
на
нахождение процентов от числа;
 формирование представления о геометрических телах (шар, куб
параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
 формирование
умения
находить
объём
и
площадь
боковой
поверхности геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда)
 формирование умения выполнять построение развертки куба и
прямоугольного параллелепипеда;
 формирование умения решать простые и составные арифметические
задачи (в 3 - 4 действия); задачи на нахождение неизвестного слагаемого,
уменьшаемого,
вычитаемого;
задачи,
содержащие
зависимость,
характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный
путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы),
изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая
стоимость товара); задачи на расчет стоимости; задачи на время (начало,
конец, продолжительность события; задачи на нахождение части целого;
3
 воспитание интереса к математике и стремление использовать знания
в повседневной жизни.
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение
математике
в
9
классе
носит
практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
практического
теоретическому
изучению,
с
изучения
математики
обязательным
к
учётом
практикозначимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с интеллектуальной
недостаточности развивается элементарное математическое мышление,
формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ,
синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации,
создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических
функций.
Основными
математики
организационными
являются:
формами
фронтальная,
работы
групповая,
на
уроке
коллективная,
индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
 словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по
учебнику или другим печатным материалам);
 наглядные
(наблюдение,
демонстрация
предметов
или
их
изображений);
 предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
5
 частично
-
поисковые
(эвристическая
беседа,
олимпиада,
практические работы);
 исследовательские (проблемное изложение);
 система специальных коррекционно – развивающих приемов;
 методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
 методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
 методы
стимулирования
поведения
(похвала,
поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№
п/п
1.
Повторение
8
Количество
контрольных
работ
1
2.
Арифметические действия с
целыми и дробными числами
Проценты
27
1
18
1
Конечные и бесконечные
десятичные дроби
Все действия с десятичными,
обыкновенными дробями и целыми
числами
Итого:
5
-
10
1
68
4
3.
4.
5.
Название раздела
Количество
часов
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих ценностей и социальных ролей;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 сформированность
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками в разных ситуациях;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать числовой ряд чисел в пределах 100 000; чтение, запись и
сравнение целых чисел в пределах 100 000;
 знать таблицу сложения однозначных чисел;
 знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи
деления;
 уметь выполнять письменное выполнение арифметических действий
с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление
на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов
письменных
арифметических
действий,
микрокалькулятора
(легкие
случаи);
 знать обыкновенные и десятичные дроби; их получение, запись,
чтение;
 уметь выполнять арифметические действия (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями,
7
имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием
микрокалькулятора;
 знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени;
 уметь выполнять действия с числами, полученными при измерении
величин;
 уметь находить доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
 уметь решать простые арифметические задачи и составные задачи в
2 действия;
 уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и
тела (куб, шар, параллелепипед);
 знать
свойства
элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник, параллелограмм);
 уметь выполнять построение с помощью линейки, чертежного
угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников,
окружностей в разном положении на плоскости.
Достаточный уровень:
 знать числовой ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и
сравнение чисел в пределах 1 000 000;
 знать таблицу сложения однозначных чисел, в том числе с переходом
через десяток;
 знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи
деления;
 знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
8
 уметь устно выполнять арифметические действия с целыми числами,
полученными при счете и при измерении, в пределах 1000 (простые случаи
в пределах 1 000 000);
 уметь
письменно
выполнять
арифметические
действия
с
многозначными числами и числами, полученными при измерении, в
пределах 1 000 000;
 знать обыкновенные и десятичные дроби, их получение, запись,
чтение;
 уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
 уметь находить одну или несколько долей (процентов) от числа,
числа по одной его доли (проценту);
 уметь выполнять арифметические действия с целыми числами до 1
000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и
проверкой
вычислений
путем
повторного
использования
микрокалькулятора;
 уметь решать составные задачи в 3-4 арифметических действия;
 уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и
тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
 знать
свойства
элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
 уметь вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного
параллелепипеда (куба);
 выполнять построение с помощью линейки, чертежного угольника,
циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в
разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно
оси, центра симметрии;
 применять математические знания для решения профессиональных
трудовых задач.
9
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может
подтвердить
правильность
ответа
предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
 умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
 умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
 правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
10
 правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертежного
инструментов,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более 2 недочёта.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
 при
вычислениях,
в
отдельных
случаях,
нуждается
в
дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных
результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
 при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
 с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
 выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и
несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить
обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
 при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила,
может их применять;
11
 производит вычисления с опорой на различные виды счетного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
 понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
 узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя
или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
 правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
12
13