Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..
Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вариант 1
«Ритмика»
9 класс
г. Костомукша
2025 г.
1.1.Адресат
1.2.
Нормативноправовая база.
I. Пояснительная записка
Программа адресована обучающимся 5-9 классов обучающимся по АООП образования обучающихся с нарушением
интеллекта (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету ««Ритмика» составлена на основании следующих нормативноправовых документов и программно-методического обеспечения:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года
№ 1599;
 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ № 29 от 10. 07. 2015;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1) МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А. С. Пушкина»;
 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на
текущий год;
 Учебный план АООП УО МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А. С. Пушкина» (вариант 1);
 Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Средняя
общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина»
1.3. Цели
задачи
и Цель школьного курса «Ритмика» - формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
 укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных
возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
 совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм
посредством обучения ритмическим движениям;
 развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движений,
эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
 формирование общих представлений о культуре движений;
 формирование культуры общения между собой и окружающими;
 воспитание организованной, гармонически развитой личности;
 развитие основы музыкальной культуры;
 развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание
способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях;
 развитие умения воспринимать музыкальные образы, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с
характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
 формирование красивой осанки, выразительности, пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах,
упражнениях.
2.1. Учебный
предмет в
системе
основного
общего
образования
II.Общая характеристика учебного предмета «Ритмика»
Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание,
память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к
наклону головы. На занятиях ритмикой и танцем увеличивается объем двигательной активности, который оказывает
значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное
состояние сердечно-сосудистой и нервной системы.
Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и
систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Движение стимулирует процессы
роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и
эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их,
способствует повышению общего тонуса.
«Ритмика» - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают
тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается
эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия,
память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой
личности.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению
напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках. У детей
развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. Дети совершенствуют двигательные навыки, у них
развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чѐткость и точность движений. Занятия
ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей, ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить,
правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, осмыслить соответствие выбранных движений
характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.
Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти.
Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики
оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и
нервозность. Уроки ритмики, в целом, повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их
включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает
осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию
под музыку с использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные
постановки удобно использовать при проведении детских утренников.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Они учатся
слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать. В процессе выполнения
специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями,
перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между
предметами), осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умении ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность
движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная),
развивают спо- собность переживать содержание музыкального образа. Занятия ритмикой эффективны для воспитания
положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и
пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся
вежливо обращаться друг с другом
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального
2.2. Специфика
развития. Учитывая общие и специальные задачи обучения, программа и методика преподавания ритмики
учебного
предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и
предмета
расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных ритмических знаний
учащимися с интеллектуальными нарушениями. Коррекционно-развивающее направление является обязательным;
оно поддерживает процесс освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями содержания АООП. Его
содержание регламентируется содержанием коррекционно-развивающей области, представленной в учебном плане и
решает следующие основные задачи:
- развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с
речевым сопровождением или пением.
- развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки.
- привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.
3. 1.
Предмет
3.2. Сроки
изучения
3.3.Недельное,
годовое
III.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет- Ритмика относится к обязательной части образовательного процесса, формируемой участниками
образовательных отношений
Учебный предмет изучается с 5 по 9 класс. На изучение предмета «Ритмика» отводится 42,5 часа (34 учебные недели;
8,5 часа в год, 0,25 часа в неделю).
Программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам
курса.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе
распределение
осуществляется следующим образом: 5 класс – 8,5 часа; 6 класс – 8,5 часа; 7 класс – 8,5 часа; 8 класс – 8,5 часа; 9 класс –
часов
8,5 часа.
IV.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Ритмика» для 5-9 классов состоит из 5 разделов:
1. «Танцевальная азбука». Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают
гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
2. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты». Роль ритмики в повседневной жизни. Инструктаж по технике безопасности.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и
разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки,
развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально-слуховых представлений, развитие умений координировать движений с
музыкой.
3. «Танец». Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий
материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца, педагог добивается, чтобы
учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
4. «Беседы по хореографическому искусству». Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего
курса обучения; включает в себя познавательные уроки по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об
искусстве хореографии, еѐ специфике и особенностях. Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются
наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
5. «Творческая деятельность». Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребѐнка, найти
индивидуальный подход к нему с учѐтом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности,
выявить и развить его творческий потенциал. В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актѐрами,
хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше.
V. Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения
Результатами освоения учебного предмета «Ритмика» являются личностные, межпредметные и предметные результаты.
5. 1. Личностные Личностными результатами изучения курса являются:
результаты
 формирование мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
 развитие любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем,
приобретению новых знаний и умений, мотивация к достижению результата, стремление к
совершенствованию своих танцевальных способностей, навыков творческой установки;
 умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно
выполнять все игровые и плясовые движения.
5.2.
Метжпредметн
ые результаты
Межпредметные результаты
 понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями
музыки и движения;
 организованно строиться (быстро, точно);
 сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
 самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и
музыкальным сигналам;
 соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в
определенном ритме и темпе;
 правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, подскок»;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
5.3. Предметные
результаты
Предметные результаты:
 понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями
музыки и движения;
 организованно строиться (быстро, точно);
 сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
 самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и
музыкальным сигналам;
 соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в
определенном ритме и темпе;
 правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, подскок»;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 умение координировать свои усилия с усилиями других.
6.1. Основное
содержание
учебного
предмета
VI. Содержание предмета
Содержание учебного предмета.
Предмет «Ритмика» для 5-9 классов состоит из 5 разделов:
1. «Танцевальная азбука». Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического,
народного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства,
культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила
хореографии.
2. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты». Роль ритмики в повседневной жизни. Инструктаж по технике
безопасности. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения,
музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию
музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально-слуховых
представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
3. «Танец». Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев.
Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе
разучивания танца, педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно,
осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
4. «Беседы по хореографическому искусству». Беседы по хореографическому искусству проводятся
систематически в течении всего курса обучения; включает в себя познавательные уроки по истории русского балета,
истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, еѐ специфике и особенностях. Беседы проводятся
отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром
записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
5. «Творческая деятельность». Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть
характер ребѐнка, найти индивидуальный подход к нему с учѐтом пола, возраста, темперамента, его интересов и
потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. В играх детям предоставляется
возможность «побыть» животными, актѐрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше
становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
6.2. 1.
Содержание
учебного
предмета для
обучающихся
классам
5 КЛАСС (8,5 ч.)
«Танцевальная азбука»: Построение. Правильное исходное положение
Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба на счѐт 1, на счѐт 2, 3.постановка корпуса и
основные позиции ног в классическом стиле; основные позиции рук в классическом стиле; понятие о рабочей и
опорной ноге; основные танцевальные точки, шаги; диагональ, середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с
приседанием, приставной, с притопом; танцевальный элемент «Марш»; «Перестроение», «Линии».
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»: первый подход к ритмическому исполнению (хлопки,
выстукивания, притоп); ритмический рисунок, ритм, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной
гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на
развитие тела под музыку; красота движений.
«Танец»: простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии:
ковырялочка, елочка, гармошка; основные танцевальные элементы танцев «Полька», «Лебедушка», «Полонез».
«Беседы по хореографическому искусству»: бальный танец от эпохи средневековья до наших дней; танцы
народов РФ, их особенности и костюмы.
«Творческая деятельность»: этюдная работа; образные танцы; театрализация и танец.
КЛАСС (8,5 ч.)
«Танцевальная азбука: Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка
Упражнения ритмической гимнастики. Короткой скакалкой.
Специальные ритмические упражнения. Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с различными
интервалами (через 2,4,6,8 счѐтов)основные позиции ног и рук в классическом стиле; постановка корпуса; основные
позиции рук в классическом стиле; понятие о рабочей и опорной ноге; понятие разминки; виды упражнений на
различные группы мышц; комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса; основные танцевальные точки,
шаги; диагональ, середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом;
танцевальный элемент «Марш»; перестроение, «линии».
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»: Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки,
выстукивания, притоп); ритмический рисунок, ритм, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы
асимметричной гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения;
гимнастика; упражнения на развитие тела под музыку; красота движений.
«Танец»: простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии:
ковырялочка, елочка, гармошка; основные танцевальные элементы танцев «Самба», «Ча-ча-ча», «Рок-н-ролл».
«Беседы по хореографическому искусству»: современные бальные танцы; танцы народов РФ, их особенности и
костюмы; современные виды танцев. Подготовительные упражнения к танцам. 1.Полуприседания. 2.Упражнения для
ступни.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры: 1.Чижи в клетке. 2.Кот и мыши.
Упражнения ритмической гимнастики 1.Без предметов. 2.Короткой скакалкой.
Творческая деятельность»: этюдная работа; образные танцы; театрализация и танец. Танцы. «Полька».
«Чунга-Чанга». Танцевальные упражнения. Шаг кадрили. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. 2.
«Лиса и куры». 3. «Охотники и утки».
6
КЛАСС (8,5 ч.)
«Танцевальная азбука»: упражнения на связь движений с музыкой. Постепенное изменение темпа при ходьбе и
беге, основные позиции ног в классическом стиле; постановка корпуса; основные позиции рук в классическом стиле;
понятие о рабочей и опорной ноге; понятие разминки; виды упражнений на различные группы мышц;
комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса; основные танцевальные точки, шаги; диагональ,
середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом; танцевальный элемент
«Марш»; перестроение, «линии».
7
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»: первый подход к ритмическому исполнению (хлопки,
выстукивания, притоп); ритмический рисунок, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной
гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на
развитие тела под музыку; красота движений.
«Танец»: простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии:
ковырялочка, елочка, гармошка; танцы «Танго».
«Беседы по хореографическому искусству»: современные бальные танцы; танцы народов РФ, ихособенности и
костюмы; новые направления хореографии, современный этюд.
«Творческая деятельность»: Танцы. Круговой галоп. Этюдная работа; образные танцы.
8 КЛАСС (8,5 ч.)
«Танцевальная азбука» (1 час): Дыхательные и релаксирующие упражнения. Игры
(«Холодно-горячо). Марш по периметру зала.
Дыхательные и релаксирующие упражнения Игры («Холодно-горячо). Марш по периметру зала. Музыкальноритмические движения «Великаны и гномы»
Дыхательные и релаксирующие упражнения. Марш по периметру зала. Музыкально-ритмические движения
«Великаны и гномы» основные позиции ног в классическом стиле; постановка корпуса; основные позиции рук в
классическом стиле; понятие о рабочей и опорной ноге; понятие разминки; виды упражнений на различные группы
мышц; комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса; основные танцевальные точки, шаги; диагональ,
середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом; танцевальный элемент
«Марш»; перестроение, «линии».
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты» (3 часа): первый подход к ритмическому исполнению (хлопки,
выстукивания, притоп); ритмический рисунок, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной
гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на
развитие тела под музыку; красота движений. Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Подвижные
игры с мячом
Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Подвижные игры с мячом
Игра «Секретное задание». Перестроение в круг из шеренги в цепочки.
«Танец» (3 часа): простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии:
ковырялочка, елочка, гармошка; танцы «Танго», «Хип-хоп», «Модерн».
«Беседы по хореографическому искусству» (1 час): современные бальные танцы; танцы народов РФ, их
особенности и костюмы; новые направления хореографии, современный этюд.
«Творческая деятельность» (1 час): этюдная работа; образные танцы; театрализация и танец. Теоретические
сведения. Что такое ритмический рисунок. Ритмическая гимнастика
Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Ритмическая гимнастика
Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Отбивай мяч». Маршировка и пение.
9 КЛАСС (8,5 ч.)
«Танцевальная азбука»: Ритмические упражнения с гимнастической палкой, Релаксирующие упражнения.
Дыхательные и релаксирующие упражнения, Игры («Холодно-горячо). Марш по периметру зала. Музыкальноритмические движения «Великаны и гномы», основные позиции ног в классическом стиле; постановка корпуса;
основные позиции рук в классическом стиле; понятие о рабочей и опорной ноге; понятие разминки; виды упражнений
на различные группы мышц; комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса; основные танцевальные
точки, шаги; диагональ, середина; разучивание танцевальных шагов, шаг с приседанием, приставной, с притопом;
танцевальный элемент «Марш»; перестроение, «линии».
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»: первый подход к ритмическому исполнению (хлопки,
выстукивания, притоп); ритмический рисунок, схема, игра; пластичная гимнастика; элементы асимметричной
гимнастики; синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения; гимнастика; упражнения на
развитие тела под музыку; красота движений.
«Танец» (8 часов): простейшие фигуры в танцах; разучивание танца в паре; элементы народной хореографии:
елочка, гармошка; танцы «Танго», «Хип-хоп», «Модерн».
«Беседы по хореографическому искусству»: современные бальные танцы; танцы народов РФ, их особенности и
костюмы; новые направления хореографии, современный этюд.
«Творческая деятельность»: этюдная работа; театрализация и танец.
VII. Рекомендации к оценке предметных результатов
Предметные результаты освоения учебного предмета «Ритмика» включают освоенные обучающимися знания и умения,
готовность их применения в практической деятельности.
7.1.
Планируемый
уровень
подготовки
выпускников
Классы
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
5 класс
Обучающиеся должны знать:
- правую и
левую
стороны
тела,
пространства;
- названия музыкальных инструментов.
Обучающиеся должны уметь:
- задавать самим ритм одноклассникам и
проверять
правильность
его
исполнения
(хлопками или притопами);
- повторять любой ритм, заданный учителем;
правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и
построением музыкального отрывка;
- четко определять начало и конец музыкальной
фразы, согласовывать движения с музыкой,
считать под музыку свои движения;
- выполнять простые и сложные элементы
танцевсовременных ритмов
6 класс
Обучающиеся должны знать:
- все изученные термины и названия;
- различные виды танцев и плясок;
- новые направления и названия движений
различных танцев;
- новые направления хореографии, виды и
жанры хореографии.
Обучающиеся должны уметь:
- задавать самим ритм одноклассникам и
проверять
правильность
его
исполнения
(хлопками или притопами);
- повторять любой ритм, заданныйучителем;
-правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и
построением музыкального отрывка;
-четко определять начало и конец музыкальной
фразы, согласовывать движения с музыкой,
считать под музыку свои движения;
- выполнять простые и сложные элементы танцев
современных ритмов;
- уметь держаться на сцене;
-правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и
построением музыкального отрывка;
- отмечать в движении ритмический рисунок
7 класс
Обучающиеся должны знать:
- все изученные термины и названия;
- различные виды танцев и плясок;
- новые направления и названия движений
различных танцев;
- новые направления хореографии,виды и
жанры хореографии.
Обучающиеся должны уметь:
- задавать самим ритм одноклассникам и
проверять
правильность
его
исполнения
(хлопками или притопами);
- повторять любой ритм, заданныйучителем;
- правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и
построением музыкального отрывка;
- четко определять начало и конец музыкальной
фразы, согласовывать движения с музыкой,
считать под музыку свои движения;
- выполнять простые и сложные элементы танцев
современных ритмов.
- правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и
построением музыкального отрывка;
- отмечать в движении ритмическийрисунок;
- развивать художественно-эстетический
вкус;
- уметь держаться на сцене, раскрыть свои
потенциальные способности;
- выразительно и ритмично двигаться в
соответствии с образом танца;
- выражать свои собственные ощущения,
используя язык хореографии.
8 класс
Обучающиеся должны знать:
- элементы музыкальной грамоты;
- все изученные термины и названия;
- различные виды танцев и плясок;
- новые направления и названия движений
различных танцев.
Обучающиеся должны уметь:
- повторять любой ритм, заданныйучителем;
- правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и
построением музыкального отрывка;
- четко определять начало и конец музыкальной
фразы, согласовывать движения с музыкой,
считать под музыку свои движения;
- выполнять простые и сложные элементы танцев
современных ритмов.
- правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и
построением музыкального отрывка;
- отмечать в движении ритмическийрисунок;
- развивать художественно-эстетический
вкус;
- уметь держаться на сцене, раскрыть свои
потенциальные способности;
- выразительно и ритмично двигаться в
соответствии с образом танца;
- выражать
свои собственные ощущения,
используя язык хореографии.
9 класс
Обучающиеся должны знать:
- все изученные термины и названия; различные виды танцев и плясок;
- элементы музыкальной грамоты;
- все изученные термины и названия;
- различные виды танцев и плясок; -новые
направления
и
названия
движений
различных танцев.
Обучающиеся должны уметь:
- повторять любой ритм, заданный учителем; правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером
и
построением музыкальногоотрывка;
- четко определять начало и конец музыкальной
фразы, согласовывать движения с музыкой,
считать под музыку свои движения;
- выполнять простые и сложные элементы танцев
современных ритмов.
- правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и
построением музыкального отрывка;
- отмечать в движении ритмическийрисунок;
- развивать художественно-эстетический
вкус;
- уметь держаться на сцене, раскрыть свои
потенциальные способности;
- выразительно и ритмично двигаться в
соответствии с образом танца;
- выражать свои собственные ощущения,
используя язык хореографии.
Планируемый результат: сформированная социально - трудовая готовность выпускников к
самостоятельной жизни в социуме.
7.2. Система
оценки по
учебному
предмету
Оценка образовательных результатов.
Учащимся не выставляются отметки. Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы
проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных
показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах
психокоррекционной работы.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходекоррекционных занятий; применение данного опыта в
новых психокоррекционных ситуациях; применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и
задачам коррекции, изменения состоянии учащегося: частичное усвоение нового опыта; частичное применение данного
опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях; затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач:
нечувствительность учащегося к новому опыту; невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «Ритмика»
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
Материально-техническое обеспечение:
 технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
 музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкальнодидактические игры),
 детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты,
металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
-дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи.
Методическая литература:
-1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
-2. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики
в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г.
-3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных и
школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
- 4. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
- 5. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина,
Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
-6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- 1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
-2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.
-3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.
- 4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поѐм, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
-5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000.
-6. Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
VIII.