Рабочая программа курса внеурочной деятельности ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ для 6-Х классов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

Герасимчук Н.Н.

«Утверждено»
приказ по школе №134
от 28.08. 2025г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»
для обучающихся 6-х классов

Составитель программы:
Домина Елена Владимирова,
учитель биологии

г. Костомукша
2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»
Направленность программы - естественнонаучная
Уровень освоения программы базовый
Программа «Практическая биология» ориентирована учащихся 6-х классов и на
приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике), на развитие
практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной,
экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют
познавательной и творческой активности обучающихся. Данная программа носит
интегрированный характер, она объединяет биологию, экологию. Проектная
деятельность в обучении является одной из самых актуальных, так как способствует
реализации комплексного подхода, и направлена на формирование в ребенке
самостоятельной, коммуникабельной, умеющий работать в группе личности, готовой и
способной постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную
информацию.
Актуальность программы заключается в том, что программа «Практическая
биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии:
микробиологии, ботанике, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКАЯ
БИОЛОГИЯ»
Цель программы: формирование знаний по отдельным разделам биологии
(микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в
процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.
Образовательные:
•
Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах;
•
Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и
основам исследования;
2.
Развивающие:
•
Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в
процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;
•
Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.
3.
Воспитательные:
•
Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам
природы, уважительное отношение к природе.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ» В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Актуальность программы обусловлена тем, что в учебном плане по предмету

«Биология» отведено всего 1 час в неделю в 6 классах, что дает возможность сформировать у
обучающихся только базовые знания по предмету.
На уроках биологии в 6 классе закладываются основы многих практических
умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах
изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны
усвоить на уроках биологии в 6 классе достаточно велико, поэтому внеурочная
деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки
практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы,
касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой
работы.
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения: 34 часов.
ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста»,
экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в
том числе с использованием ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»
6 КЛАСС
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Лаборатория Левенгука
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для
научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила
работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам:
правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических
объектов
Проектно-иссяедовательская деятельность:
Мини исследование «Микромир» (работа в rpynnax с последующей презентацией).
Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий:
оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с гербарным
материалом и живыми объектами. Морфологическое описание растений по плану.
Изучение строения органов растений.
Практические и лабораторные работы: Морфологическое onиcaниe растений
Определение растений no гербарным образцам и в безлиственном состоянии
Монтировка гербария
Проектно-иссяедовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной meppиmopии».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий
по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
животных.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека для создания естественно- научной картины мира;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
Коммуникативные УУД
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 КЛАСС
В
результате
изучения
курса
обучающиеся:
- научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за
живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить
несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
- овладеет системой биологических знаний - понятиями, закономерностями, законами,
теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
- освоит общие приемы: рациональной организации труда и отдыха; выращивания и
размножения культурных растений; правила работы в кабинете биологии, с
биологическими
приборами
и
инструментами.
- приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии,
справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при
выполнении
учебных
задач.
Обучающийся
получит
возможность
научиться:
• ориентироваться в системе познавательных ценностей - воспринимать информацию
биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой
информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,
анализируя
ее
содержание
и
данные
об
источнике
информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников.
Живые
организмы
Обучающиеся
научатся:
• выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных

для
растений;
• осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к
определенной
систематической
группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни
человека;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей,
органов
и
систем
органов;
• ипользовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений,
ухода
за
ними;
•
знать
и
соблюдать
правила
работы
в
кабинете
биологии.
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный
вклад
в
деятельность
группы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
п/
п

1

Наименование разделов и
тем программы

Введение

Количеств
о часов

Основное содержание

Основные
виды
деятельност
и

1

План работы и техника безопасности
при выполнении лабораторных работ.

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/le
sson/7843/start/

Практическа
я работа

https://resh.edu.ru/subject/le
sson/7846/start/

Практическа
я работа,
экскурсия

https://content.edsoo.ru/lab/
subject/1/

Лаборатория Левенгука

2

7

Практическая ботаника

3

26

Методы
научного
исследования. Лабораторное
оборудование и приборы для
научных
исследований.
История
изобретения
микроскопа, его устройство и
правила
работы.
Техника
приготовления
временного
микропрепарата. Рисуем по
правилам:
правила
биологического рисунка.
Фенологические наблюдения.
Ведение дневника наблюдений.
Гербарий: оборудование, техника
сбора, высушивания и
монтировки. Правила работа с
гербарным материалом и живыми
объектами. Морфологическое
описание растений по плану.
Изучение строения органов
растений

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практическ
ие работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Введение (1 час)

1.

Вводный инструктаж по ТБ при проведении
лабораторных работ.

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/7843/start/

1

Лаборатория Левенгука (7 часов)
2.

3.

Приборы для научных исследований центра
«Точка Роста»
Технология изготовления гербария. Сбор
материала

1

1

1

1

https://www.plantarium.ru/page/h
elp/topic/herbarium.html
https://bg.sfedu.ru/Virt_Herb/plan
ts/gerbar.html

4.

Изготовление гербария

1

1

https://www.plantarium.ru/page
/help/topic/herbarium.html
https://bg.sfedu.ru/Virt_Herb/pla
nts/gerbar.html

5.

Лабораторное оборудование

1

1

РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/

7846/

6.

Устройство микроскопа. Определение увеличение
микроскопа.

1

1

7.

Техника биологического рисунка

1

1

8.

Техника приготовление микропрепарата

1

1

https://bio.1sept.ru/view_article.
php?ID=200401904

Практическая ботаника
РЭШ
https://content.edsoo.ru/lab/ite
m/2/

9.

Изучение строение растительной клетки на
временном микропрепарате

1

1

10.

Изучение химического состава растительных
клеток

1

1

11.

Строение растительных тканей на готовых
микропрепаратах

1

1

https://m.edsoo.ru/863d115a
РЭШ
https://content.edsoo.ru/lab/ite
m/15/

Библиотека ЦОК

12.

Изучение внешнего строения цветкового
растения по гербариям

1

1

13.

Изучение строения семян

1

1

14.

Изучение внешнего строения корня.

1

1

15.

Определение типа корневой системы по
гербариям

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3cca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d1402

Библиотека ЦОК

16.

Изучение строения почек на примере живых
объектов

1

1

17.

Изучение внутреннего строения стебля
однолетнего растения

1

1

18.

Изучение внутреннего строения стебля
многолетнего растения

1

1

1

1

19.

Изучение микроскопического строения листа на
временном микропрепарате

https://m.edsoo.ru/863d1c90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d28ca

Библиотека ЦОК

20.

Определение типа листьев и листорасположения
по гербариям

1

1

21.

Изучение внешнего и внутреннего строения
видоизмененных побегов

1

1

22.

Составление формул и диаграмм цветков

1

1

23.

Определение типов соцветий по гербариям.

1

1

24.

Определение типов плодов по живым объектам.

1

1

25.

Морфологическое описание растений по плану.

1

1

26.

Изучение механического и химического состава
образца почвы

1

1

27.

Корневое давление. Передвижение веществ.
Испарение воды листьев

1

1

https://m.edsoo.ru/863d1e98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2c08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3842

РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
6755/start/268747/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2c08

28.

Исследование условий фотосинтеза

1

1

29.

Исследование процесса дыхания растений

1

1

30.

Подготовка семян к посеву.

1

1

31.

Наблюдение за ростом и развитие растения в
комнатных условиях

1

1

32.

Овладение приемами вегетативного размножения
растений (черенкование).

1

1

33.

Фенологические наблюдения. Ведение дневника
наблюдений.

1

1

34.

Итоговое занятие

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
6756/start/274162/ Виртуальная
интерактивная лаборатория
https://content.edsoo.ru/lab/item/1
/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d21c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3cca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2fb4

Библиотека ЦОК

0

0

0

https://m.edsoo.ru/863d34d2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».