РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №134
от 28.08. 2025г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И.
Герасимчук Н.Н.
Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Секреты микромира»
для учащихся 9-х классов
Срок реализации – 1 год
Составитель программы:
Домина Елена Владимирова,
учитель биологии
г. Костомукша
2025г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не
наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой
природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка,
т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни
как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 9-х классов, которые уже знакомы
по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о
мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 34 часов. Включает теоретические и практические занятия.
Содержание программы связано с предметами естественнонаучного цикла.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость
ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных
качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой
для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа
курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее
способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
2
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 1 учебных час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической
литературой.
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций,
биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной
литературой;
сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных
часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных
умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение
ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование
поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:
 имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и
возрастные особенности детей;
 групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных
умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать
свою точку зрения и др.;
3
 работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
 в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами
своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей
к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо
обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности
определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности
ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
4
Содержание программы.
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма (5 ч).
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение
препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки.
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.
Грибы под микроскопом (5 ч).
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и
изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Ткани (17 ч).
Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная
(различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая ), мышечные ткани
(скелетная, гладкая, сердечная), нервная.
Подведение итогов работы кружка (2 ч).
Представление результатов работы. Анализ работы.
5
Учебно-тематический план.
Наименование темы
Вводное занятие.
Цели и задачи, план работы кружка.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней.
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство
микроскопа, правила работы с ним. Овладение
методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма.
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.
Изучение животной клетки. Половые клетки
растений. Споры. Половые клетки животных.
Количество
часов
ПрактиТеория
ка
Форма
проведения
занятия
Сроки проведения
Образоват.
продукт
1
Беседа
конспект
1
Беседа
Конспект
Рассказ с элементами
беседы. П/р.
Конспект. Результаты п/р.
Рассказ с элементами
беседы. Л/р.
Конспект.
Оформление
результатов
л/р.
1
2
2
8
план
факт
6
Грибы под микроскопом.
Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее
под микроскопом.
Ткани.
Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная.
Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные ткани (скелетная,
гладкая, сердечная), нервная.
Всего: 34 ч
2
Рассказ с элементами
беседы. Л/р.
1
15
Рассказ с элементами
беседы. Л/р.
7
27
1
Конспект.
Оформление
результатов
л/р.
Конспект.
Оформление
результатов
л/р.
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся на ступени основного общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
 получат возможность осознать своё место в мире;
 познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать
сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
 получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
8
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
9
Календарно-тематическое планирование
№
1.
Название темы
Всего
часов
Введение
1
2
3
Оборудование биологической
лаборатории
Методы изучения биологических объектов
1
1
4-5 Микроскоп. Строение, правила работы. Техника безопасности
1
Методы приготовления и
изучения препаратов «живая
клетка» и «фиксированный
препарат»
Строение клетки. Основные
органоиды клетки.
1
Изучение готовых микропрепаратов клетки
1
6
7
8
1
УУД
Формы занятий
Личностные УУД
мотивация учения.
Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.
Личностные УУД формирование научного мировоззрения
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Беседа
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Пр. работа
Беседа
Практическая
работа
Беседа
Беседа
Практическая
работа
10
9
Изучение бактериальной
клетки
1
10
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата
кожицы лука.
1
11
1
12
Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока,
картофеля
Споры
13
Половые клетки растений
1
14
Изучение животной клетки
1
15
Половые клетки животных
1
16
Грибы. Общее знакомство.
Микроскопические грибы
1
1
Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.
Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы
Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.
Личностные УУД формирование научного мировоззрения
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информа-
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
11
ции.
17
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его
под микроскопом
1
18
Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом
1
19
1
20
Понятие «ткань». Общее знакомство с тканями растений и
животных
Покровная ткань растений
21
Проводящая ткань растений
1
22
Механическая ткань растений
1
23- Различные виды паренхимы
24 растений
25
Образовательная ткань расте-
1
3
1
Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.
Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы
Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.
Личностные УУД формирование научного мировоззрения
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
Беседа, практическая работа
Практическая
12
ний
26- Эпителиальная ткань живот27 ных
3
28- Соединительная ткань жи30 вотных
3
31- Мышечные ткани животных
32
3
33
Нервная ткань
1
34
Итоговое занятие
1
творческого и поискового характера.
Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.
Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы
Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.
Личностные УУД формирование научного мировоззрения
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
ткань
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
13