РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..
Рабочая программа
учебного предмета «Чтение»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья
(умеренная, глубокая умственная отсталость)
г. Костомукша, 2025 г
1
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Чтение» для 12 класса составлена с учетом следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «СОШ №2 им.А,С,Пушкина
Программа «Чтение» для 12 класса направлена на образование обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа
разработана с учётом требований ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью на основе программ:
 Литературное чтение. 10—12 классы (С. Ю. Ильина) Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Под редакцией И.М.
Бгажноковой (электронный ресурс).
Цель литературного чтения в 12 классе специальной (коррекционной) школы
состоит в дальнейшей работе по совершенствованию навыка чтения и умений полноценно
воспринимать литературное произведение во всей его многогранности и полноте (в
единстве содержательной и языковой сторон произведения).
В Федеральном перечне учебников, рекомендованных МО и науки РФ учебники
для 12 класса С(К)ОУ не предусмотрены. Для реализации программы используются
учебники для общеобразовательных учебных заведений:
- Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
В 2х частях./ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2021.
Цель программы.
Развитие жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) через совершенствование коммуникативных навыков
устной речи с целью подготовки к жизни в современном обществе
Задачи:
 Совершенствование навыков чтения, осознанного чтения доступных
по
содержанию
и
возрасту
литературных
текстов; умений полноценно
воспринимать литературное произведение во всей его многогранности и полноте (в
единстве содержательной и языковой сторон произведения).
 Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развитие
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
 Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса обучающихся через
понимание духовной ценности произведения.
 Развитие познавательных
интересов,
воспитание
чувства
прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций.
 Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение
лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Ознакомление со
средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
2
 Общая характеристика учебного предмета.
Структура программы по чтению в 12 классе сохраняет основные подходы,
заложенные в программе по чтению в 5—9 классах: работа над техникой чтения и
пониманием
прочитанного
произведения.
Основными принципами построения программы являются: монографический,
художественно-эстетический
и
литературоведческий.
Монографический принцип основан на изучении произведений в хронологической
последовательности. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, писателей, ранее не
изучавшихся в школе, а также читают произведения уже известных авторов. Для
предотвращения повторов в изучении биографий писателей и поэтов, с которыми
учащиеся познакомились в 7—9 классах, следует уделять более пристальное внимание
изучению тех эпизодов жизни и творчества писателей, которые имеют непосредственное
отношение к истории создания изучаемого произведения. С этой целью рекомендуется
знакомить учащихся с отрывками из мемуарной художественной литературы.
Художественно-эстетический принцип связан с изучением художественных
произведений, являющихся произведениями словесного искусства, которые раскрывают
перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формируют у
учеников эстетические вкусы, развивают у них собственное отношение к
действительности. Круг чтения художественных произведений расширен за счет
включения произведений зарубежной литературы, что позволит учащимся воспринимать
отечественную литературу в контексте мирового литературного процесса. Изучение
художественной литературы должно сопровождаться обращением к другим видам
искусства: живописи, графике, скульптуре, музыке, что будет способствовать более
целостному восприятию художественного образа, который рассматривается как комплекс
слухового
и
зрительного
образов.
Литературоведческий принцип основан на анализе словесно-художественного образа
произведения, через который автор выражает свои мысли, чувства, настроения. В связи с
этим необходимо познакомить учащихся с изобразительными и выразительными
возможностями словесного искусства (гиперболой, метафорой, сравнением и т. д.).
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа знакомит
детей с основными жанровыми признаками художественных произведений. Жанровое
разнообразие читаемых произведений обеспечивается изучением не только прозы и
поэзии, как это было в 5—10 классах, но и ознакомлением с драматическими
произведениями.
Наряду с основной организационной формой изучения литературных произведений
используются и такие формы, как литературные викторины (по творчеству одного или
нескольких писателей, объединенных общей темой); вечера русской (классической и
современной) поэзии; вечера русского романса (на стихи русских поэтов XIX века) и т. п.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В
связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый
диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы
к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведений.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, программа по литературе предусматривает
комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания
школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание
позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
3
3. Место учебного предмета в учебном плане
«Чтение» как учебный предмет входит в образовательную область – язык и речь
Федерального компонента учебного плана. Сроки реализации данной программы - 1 год
(12 класс). Программа реализуется 1 час в неделю (34 часа в год).
4. Результаты освоения предмета.
Прогнозируемые результаты обучения в 12 классе.
Предметные и личностные:
В зависимости от потенциальных познавательных и психических особенностей
обучающиеся изучение чтения в 12 классе призвано обеспечить:
- Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных
текстов, в том числе и чтение наизусть.
- Воспроизведение литературного текста, оценка поступков героев, событий.
- Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной
литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших
достижений культуры;
- Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений
литературы, а также отражённых в них явлений жизни;
- Воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской
позиции;
- Воспитание культуры речи учащихся.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
•правильно, бегло и осознанно читать вслух и про себя;
• определять основную мысль (идею) произведения (с помощью учителя);
• самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;
• формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощью
учителя);
• составлять различные виды пересказа по плану с использованием образных выражений;
выразительно читать прозаические и поэтические произведения после предварительной
подготовки;
• знать наизусть 3 прозаических отрывка и 12 стихотворений;
• самостоятельно читать произведения художественной литературы, статьи из
периодической печати с последующим их обсуждением.
2-й уровень
• совершенствовать все качества полноценного чтения вслух;
•осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;
•самостоятельно определять тему произведения;
•отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и используя слова
автора;
•высказывать отношение к герою произведения;
•делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану;
•находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью
учителя;
•заучивать стихотворения (или отрывки из них) наизусть;
•самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержанию
произведения внеклассного чтения, выполнять посильные задания.
4
Система оценки планируемых результатов.
Требования к оценке планируемых результатов по программе, а также порядок,
формы и периодичность текущего, промежуточного, годового и итогового контроля
обучающихся регламентируется положением ГБОУ РК «Школа-интернат №18»
«Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся».
Текущий контроль проводится учителем в рамках календарно-тематического
планирования. Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестов, проверки
техники чтения. При проведении повторительно-обобщающих уроков осуществляется
дифференцированный подход к обучающимся.
Виды контроля
Содержание
Текущий
Освоение учебного
материала по теме,
разделу программы.
Итоговый
Методы
Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с
карточкой, тест, нетрадиционные виды контроля,
проверка выполнения домашнего задания (пересказ,
чтение наизусть, выразительное чтение и др.)
Проверка техники чтения.
Контроль выполнения
поставленных задач.
Учащиеся, занимающиеся по индивидуальным программам, при текущем контроле
оцениваются в соответствии с индивидуальным продвижением. Перевод в следующий
класс осуществляется на общих основаниях. В классном журнале и личном деле
оформляется запись о переводе по индивидуальной программе.
Итоговая аттестация выпускников 12 класса по предмету не предусматривается.
Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники подбираются незнакомые, но доступные тексты. При оценке
принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
5. Содержание учебного предмета.
Навыки чтения
Беглое, осмысленное и выразительное чтение вслух с соблюдением норм
литературного
произношения.
Сознательное
чтение
текста
про
себя.
Самостоятельная
подготовка
к
выразительному
чтению
предварительно
проанализированного текста или отрывка из него. Умение правильно пользоваться
средствами устной выразительности речи: тон, темп речи, сила голоса, логические
ударения, интонация.
Работа с текстом.
Совершенствование умения устанавливать различные (по типу) смысловые связи
между частями текста. Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью
учителя).
Формулирование
идеи
произведения.
Работа над образом литературного героя и составление характеристики героев на
основе анализа и сопоставления поступков и мотивов поведения. Выявление авторского
отношения к героям. Определение собственного отношения к героям с обязательной
аргументацией. Выявление особенностей речи действующих лиц (с помощью учителя).
Развитие умения формулировать эмоционально-оценочные суждения при характеристике
героев
(с
помощью
учителя).
5
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание
частей в разной речевой форме. Составление с помощью учителя цитатного плана.
Составление разных видов пересказов (сжатого, творческого, с элементами
рассуждения) с опорой на план. Формирование умения отбирать в произведении
материал, необходимый для составления рассказа на заданную тему. Составление
рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Нахождение в стихотворных текстах с помощью учителя повторяющихся элементов (на
доступном материале). Формирование умения определять эмоциональный характер
текстов
(с
помощью
учителя).
Самостоятельное нахождение в тексте незнакомых слов и объяснение их значения.
Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной
речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих
события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения,
олицетворения).
Формирование умения (самостоятельно или с помощью учителя) определять, к какому
виду произведений (проза, поэзия, драма) относится изучаемое произведение.
Основу содержания предмета составляют чтение и изучение художественных
произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Основными критериями
отбора художественных произведений для изучения в классе являются их высокая
художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на
личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также
культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.
Устное народное творчество
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них
духа народного языка. Устная народная проза. Предания (начальные представления).
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине
нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель
лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного
достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое
различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность
языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы
народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты,
сравнения, метафоры).
Древнерусская литература.
«Поучение» Владимира Мономах (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Народно-поэтические мотивы в повести. «Повесть временных лет». Русская летопись
(развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение
народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Произведения русских писателей XVII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день
восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»(отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской
науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо
Родины важнейшей чертой гражданина.
6
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «На птичку...», «Признание».
Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы
творчества.
Произведения русских писателей XIX века.
В.А.Жуковский Баллада "Лесной царь". Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о
писателе «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем
Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Выражение чувства любви к Родине.
Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие
языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для
последующих
поколений.
«Станционный
смотритель». Изображение
«маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого
достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте. «Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об
историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания
характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за
правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.
Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций
народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...»,
«Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии,
о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты
жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту
жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам,
символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Тарас
Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной
земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин
луг». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Николай
Алексеевич
Некрасов. Краткий
рассказ
о
писателе.
«Русские
женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских
женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные
особенности исторических поэм Некрасова.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм
генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести...».
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе,
анализ собственных поступков.
7
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
Исторические
баллады «Василий
Шибанов» и «Князь
Михайло
Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема
древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
"Край ты мой, родимый край".
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход
весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»,
«Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания.
Произведения писателей XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в
семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер
повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое,
творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение
быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли
поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество
Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие
мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания
к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой
произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и
ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем.
Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и
ценность каждой человеческой личности. "Неизвестный цветок (сказка-быль) ".
Стихи А. Твардовского Ритмы и образы военной лирики. "Братья", "Снега потемнеют
синии", "На дне моей жизни", "Отыграли по дымным оврагам". Размышления поэта о
неразделимости судьбы человека и народа.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».
Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое
пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия,
бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание
огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь
природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения
детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и
городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от
собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие
молодежи.
"Тихая моя Родина..."
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.
Брюсов, И. Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа.
8
Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
6. Тематическое планирование.
Предмет "Чтение" 12 класс (1 час в неделю, 34часа в год)
№
Наименование
раздела
1
Устное народное
творчество.
2
Произведения
русских
писателей XVIII
века.
3
Произведения
русских
писателей XIX
века.
Виды деятельности
Всего
часов
Работа с учебником и иллюстрациями. Чтение по ролям.
Запись конспектов, схем в тетрадях. Соотнесение частей
пословиц, поговорок. Просмотр презентации и беседа по
слайдам. Тесты, викторины. Работа с опорными
таблицами. Заучивание наизусть малых жанров
фольклора. Пересказ по плану, по опорным словам.
Словесное рисование с опорой на произведения
искусства, музыки. Работа на карточках. Составление
характеристики главных героев. Работа с выставкой книг.
Выполнение специальных коррекционных упражнений.
Работа с учебником и иллюстрациями. Чтение по ролям.
Запись конспектов, схем в тетрадях. Нахождение
иллюстраций к происходящим событиям изучаемого
произведения. Краткий пересказ по плану, по опорным
словам. Работа с выставкой книг. Просмотр презентации
и беседа по слайдам. Работа с опорными таблицами.
Озаглавливание частей изучаемых произведений.
Составление характеристики героя по плану. Словесное
рисование с опорой на произведения искусства, музыки.
Заучивание стихов, басен, небольших отрывков
прозаических произведений. Пересказ по плану
биографии поэтов, писателей. Тестирование.
Дидактические игры: «Ловушка»,« Буква-хозяйка»,
«Прыжки», , «Фотоаппарат». Выполнение специальных
коррекционных упражнений.
Работа с учебником и иллюстрациями. Чтение по ролям.
Запись конспектов, схем в тетрадях. Составление отзыва
на прочитанное произведение. Нахождение иллюстраций
к происходящим событиям изучаемого произведения.
Краткий пересказ по плану, по опорным словам. Работа с
выставкой книг. Просмотр презентации и беседа по
слайдам. Работа с опорными таблицами. Озаглавливание
частей изучаемых произведений. Составление
характеристики героя по плану. Словесное рисование с
опорой на произведения искусства, музыки. Заучивание
стихов, басен, небольших отрывков прозаических
произведений. Пересказ по плану биографии поэтов,
писателей. Тестирование. Дидактические игры:
«Ловушка»,« Буква-хозяйка», «Прыжки», ,
«Фотоаппарат». Выполнение специальных
6
5
5
9
коррекционных упражнений.
4
"Край ты мой,
родимый край".
5
Произведения
писателей XX
века.
6
"Тихая моя
Родина..."
Работа с учебником и иллюстрациями. Составление
отзыва на прочитанное произведение. Нахождение
иллюстраций к происходящим событиям изучаемого
произведения. Работа с выставкой книг. Просмотр
презентации и беседа по слайдам. Словесное рисование с
опорой на произведения искусства, музыки. Заучивание
стихов. Пересказ по плану биографии поэтов, писателей.
Тестирование. Выполнение специальных
коррекционных упражнений.
Работа с учебником и иллюстрациями. Чтение по ролям.
Запись конспектов, схем в тетрадях. Составление отзыва
на прочитанное произведение. Нахождение иллюстраций
к происходящим событиям изучаемого произведения.
Краткий пересказ по плану, по опорным словам. Работа с
выставкой книг. Просмотр презентации и беседа по
слайдам. Работа с опорными таблицами. Озаглавливание
частей изучаемых произведений. Составление
характеристики героя по плану. Словесное рисование с
опорой на произведения искусства, музыки. Заучивание
стихов, басен, небольших отрывков прозаических
произведений. Пересказ по плану биографии поэтов,
писателей. Тестирование. Дидактические игры:
«Ловушка»,«Буква-хозяйка», «Прыжки», ,
«Фотоаппарат». Выполнение специальных
коррекционных упражнений.
Работа с учебником и иллюстрациями. Составление
отзыва на прочитанное произведение. Нахождение
иллюстраций к происходящим событиям изучаемого
произведения. Работа с выставкой книг. Просмотр
презентации и беседа по слайдам. Словесное рисование с
опорой на произведения искусства, музыки. Заучивание
стихов. Пересказ по плану биографии поэтов, писателей.
Тестирование. Выполнение специальных
коррекционных упражнений.
Итого:
6
6
6
34ч
Из Внеклассное чтение - 4 ч.
них: Обобщающие уроки - 5 ч.
Календарно-тематическое планирование на учебный год (Приложение)
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
5- 9 (10) классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. (электронный ресурс).
- Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В
2х частях./ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2021.
10
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку и чтению в коррекционной школе 8
вида [Текст] /М.: ВЛАДОС, 2000. – 67 с.
- Афанасьева Л.В., Гордеюк Т.Н. Особенности образовательного процесса в классах
коррекции: технологии, уроки развития. - Волгоград: Учитель, 2010. – 98 с.
- В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5
класс.- М: Просвещение, 2002
- Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историколитературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
- Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения.
Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
Материальное оснащение программы:
- Дидактический наглядный материал, таблицы, раздаточный материал (методический
кабинет).
- Мультимедийное оборудование;
- Интерактивная доска;
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью;
- ЦОРы (Интернет)
http://www.school.edu.ru/
http://www.openclass.ru/ и др.
11