РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») Утверждаю: _______________ Директор школы Н.Н. Герасимчук 29 августа 2022 года ПЛАН внеурочной деятельности основной образовательной программы среднего общего образования на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности основной образовательной программы среднего общего образования на 2022-2023 учебный год. Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности являются следующие нормативно-правовые документы: Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности являются следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ №413 Минобрнауки России от 17.05.2012 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Минобрнауки России №1645 от 29 декабря 2014г. и приказ №1578 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)общего образования». 4. Приказ №1008 Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189,в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015г. №81). 6. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от11.06.2002г. №30-51-433/16). 7. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 №03-2960 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта». 8. Письмо Министерства образования и науки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 9. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г. №1726-р). 10. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерства образования и науки России от 28.12.2010 №2106, зарегистрированы в Минюсте России 02.02.2011г.). 11. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, Москва, 2020г 12. Основная образовательная программа среднего общего образования. Цели организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи организации внеурочной деятельности: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование здорового и безопасного образа жизни; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом. Статус и роль внеурочной деятельности в образовательных отношениях: внеурочная деятельность как дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний, опережающее прохождение различных предметных курсов; дополнительное образование и внеурочная деятельность превышают базовый учебный курс (ознакомление с областями знаний, выходящих за рамки общеобразовательных программ, работа с одаренными детьми, реализация программ начальной профессиональной подготовки); внеурочная деятельность ориентирована на приобретение детьми знаний и умений в области человековедения, самосовершенствования, самовыражения, формирование навыков межличностных коммуникаций; внеурочная деятельность строится на личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого. Таким образом, внеурочная деятельность осуществляется в целях формирования единого образовательного пространства организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах и является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности в МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина» преимущественно осуществляется через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. План внеурочной деятельности ФГОС ООО формируется через обязательную часть внеурочной деятельности: модуль «Курсы внеурочной деятельности»; и через часть, которая формируется участниками образовательных отношений и специалистов учреждений города через внеурочную деятельность: модуль «Ключевые общешкольные дела» формируются через воспитательную программу класса (КТД, акции, круглые столы, соревнования, экскурсии, походы, олимпиады, конференции, предметные недели, конкурсы и др.); модуль «Классное руководство и наставничество» формируются через классные часы, проектная и исследовательская деятельность и другое; модуль «Организация внеурочной деятельности в школе и вне школы, с привлечением специалистов учреждений города (секции, кружки, курсы и другое); модуль «Детские общественные объединения» формируются через кадетское движение, миротворческое движение, волонтёрская деятельность, пушкинистика и другое; модуль «Деятельность ученических сообществ» формируются через Совет клубов, Совет кадет, Совет миротворцев, Совет музеев и другое. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности. Внеурочная деятельность на базе МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина» реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу педагога – куратора, учителя-предметника, классного руководителя, педагога –библиотекаря, педагога-психолога, социального педагога, преподавателя – организатора по ОБЖ, педагога дополнительного образования по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное. Принципы организации внеурочной деятельности: включение учащихся в активную деятельность. доступность материала и наглядность. учёт возрастных особенностей. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). использование разнообразных форм занятий. Внеурочная деятельность реализуется по месту проведения: • в классе с переменным составом (классы-комплекты в структурных подразделениях) с целью большего охвата внеурочной деятельностью школьников и максимального удовлетворения запросов, обучающихся и их родителей (законных представителей); • в классе группами; • в классе индивидуально; • на базе школы, учреждений дополнительного образования, культуры, организаций и предприятий. Внеурочная деятельность реализуется по времени: • во второй половине дня; • во время каникул. Внеурочная деятельность реализуется по видам: игровая; познавательная; досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); проблемно-ценностное общение; художественное творчество; социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и др. Внеурочная деятельность реализуется по формам: индивидуальная; групповая; тренинги; клубы; акции; игровая; проектная деятельность; проекты; экскурсии; экологическая практика; олимпиады; конкурсы; конференции; викторины; соревнования; Дни здоровья; концерты; спектакли; капустники; дебаты; выставки; ярмарки; фестивали; субботники и др. Выбор форм проведения занятий внеурочной деятельности связан с реализацией деятельностного подхода, формированием у обучающихся разных групп УУД. При этом учитывается количество аудиторных занятий (теоретических и практических) и занятий, проводимых в двигательном режиме, в том числе и на свежем воздухе. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности. Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов обучающихся и их родителей, учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся и организуется по направлениям развития личности. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных, как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляется на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, исследования и т. д. План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. План внеурочной деятельности направлен на реализацию целей и задач, поставленных в образовательной программе. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего, основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся: 1 час в неделю - на информационно –просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности рекомендован цикл внеурочных занятий «Разговор о важном» для обучающихся 1-2,3-4,5-7,8-9,10-11 классов, разработанных на федеральном уровне, на 2022-2023 учебный год (33 часа в год для 1-х классов, 34 часа в год для 2-11 классов, по понедельникам первым уроком), ответственный за проведение классный руководитель; 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства.) Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены часы: на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения); на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе, организация занятий в школьном театре «Родники», в школьном музее «история Земли Калевальской», в школьном музее «Наш Пушкин», в музее «Боевой славы», в клубе «Друзей мира и дружбы», в спортивных клубах, секциях, КТД, акциях, круглых столах, соревнованиях, экскурсиях, походах, олимпиадах, конференциях, предметных неделях, конкурсах и в других мероприятиях), а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся в школе действуют кадетское, миротворческое, волонтёрское движение; на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, реализации проектов «Россия –страна возможностей», и других социальных проектов). На внеурочную деятельность отводится до 10 часов в каждом классе. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и составляет не более 70 часов за 2 года обучения. Реализация плана осуществляется через оптимизационную модель внеурочной деятельности. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Общеразвивающие программы внеурочной деятельности, реализуемые за счет финансовых средств школы. Проведение тематических классных часов, экскурсий, походов, посещение выставок, организация и проведение олимпиад, конкурсов, тематических праздников входит в должностные обязанности классных руководителей, библиотечных уроков в должностные обязанности педагога – библиотекаря. Педагогические работники и классные руководители внеурочной деятельности проводят занятия внеурочной деятельности в соответствии с расписанием и рабочими программами; ведут учёт занятий в журналах внеурочной деятельности; ведут учёт воспитательной деятельности на уровне учреждения; ведут учёт воспитательной деятельности за пределами учреждения; информируют обучающихся, их родителей (законных представителей) о возможностях обучения общеразвивающих программ внеурочной деятельности, дополнительного образования и иных программ, не противоречащие законодательству РФ, Уставу школы; обеспечивают исполнение планов воспитательной работы класса, школы; привлекают учащихся по их выбору к участию во внеурочных плановых мероприятиях школы и в муниципальных мероприятиях, организуемых управлением образования, учредителем, учреждениями культуры и туризма, общественными детскими или молодёжными организациями, и другими организациями на территории КГО, если их деятельность не противоречит законодательству РФ, Уставу школы; осуществляется мониторинги вовлечения обучающихся в дополнительное образование, участия во внеурочных мероприятиях. Материально-техническое обеспечение для организации внеурочной деятельности школа располагает: наборами иллюстраций по каждому направлению внеурочной детальности, настольными играми, художественной литературой; спортивными заломи (2шт.) со спортивным инвентарем для младших школьников, спортивной площадкой; большим актовым залом и малым актовым залом, музыкальной техникой; библиотекой; кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет, имеются проектор, интерактивные доски, АРМ у учителей. К финансированию представлено 17 часов - 0,94 учительских ставки. ПЛАН внеурочной деятельности основной образовательной программы среднего общего образования на 2022-2023 учебный год Направление Наименование программы Классы - количество часов по учебному плану в неделю/год 10а Всего часов в неделю/ год 11к I. Обязательная часть внеурочной деятельности: модуль «Курсы внеурочной деятельности» Общеинтеллектуальное Спортивнооздоровительное Математика. Сложные вопросы ЕГЭ Химия и жизнь Основы генетики Лаборатория исследований ГТО Исключительный русский Разговор о важном 3/34 3/34 6/68 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 9/306 8/272 17/578 1/34 1/34 Духовно-нравственное Ритмика, диско-танцы, бальные танцы. Всего часов (в неделю и в год) к финансированию в каждом классе: II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений и специалистов учреждений города а) Модуль «Ключевые общешкольные дела» формируются через воспитательную программу класса (КТД, акции, круглые столы, соревнования, экскурсии, походы, олимпиады, конференции, предметные недели, конкурсы и др.) б) Модуль «Классное руководство и наставничество» формируются через классные часы, проектная и исследовательская деятельность и др. в) Модуль «Организация внеурочной деятельности в школе и вне школы, с привлечением специалистов учреждений города (секции, кружки, курсы и другое). г) Модуль «Детские общественные объединения» формируются через кадетское движение, миротворческое движение, волонтёрская деятельность, пушкинистика и другое. д) модуль «Деятельность ученических сообществ» формируются через Совет клубов, Совет кадет, Совет миротворцев, Совет музеев и другое. Всего часов в неделю и в год: Всего часов к финансированию в каждом классе: ИТОГО: 0,2/6,8 0,2/6,8 0,4/13,6 0,2/6,8 0,2/6,8 0,4/13,6 0,2/6,8 0,2/6,8 0,4/13,6 0,2/6,8 0,2/6,8 0,4/13,6 0,2/6,8 0,2/6,8 0,4/13,6 1/34 9/306 1/34 8/272 2/68 17/578 10/340 9/306 19/646 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений и специалистов учреждений города а) Модуль «Ключевые общешкольные дела» формируются через воспитательную программу класса (КТД, акции, круглые столы, 1/34 1/34 1/34 3/102 соревнования, экскурсии, походы, олимпиады, конференции, предметные недели, конкурсы и др.) б) Модуль «Классное руководство и наставничество» формируются через классные часы, проектная и исследовательская деятельность и др. в) Модуль «Организация внеурочной деятельности в школе и вне школы, с привлечением специалистов учреждений города (секции, кружки, курсы и другое). г) Модуль «Детские общественные объединения» формируются через кадетское движение, миротворческое движение, волонтёрская деятельность, пушкинистика и другое. д) модуль «Деятельность ученических сообществ» формируются через Совет клубов, Совет кадет, Совет миротворцев, Совет музеев и другое. Всего часов к финансированию в каждом классе: ИТОГО: 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 5/170 2/68 7 238 5/170 3/102 8 272 5/170 2/68 7 238 15/510 7/238 22/748