АРП «Физическая культура» для учащихся 4 класса (вариант 8.3)

Пояснительная записка
Цель:
создание условий для формирования жизненно необходимых

1)
умений

и

навыков

у

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической
культуре, обеспечение комплексного подхода к развитию и коррекции
недостатков психофизического развития, расширения индивидуальных
двигательных возможностей, социальной адаптации;
2)

повышение

двигательной

активности

детей

средствами

адаптивной физической культуры и обучение использованию полученных
навыков в повседневной жизни.
В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

и

для

достижения

поставленных целей решаются следующие задачи адаптивной физической
культуры в процессе работы по программе:
Образовательные:
1.

Формирование и совершенствование базовых и прикладных

двигательных умений и навыков;
2.

Обучение

технике

правильного

выполнения

физических

упражнений;
3.

Формирование познавательных интересов через сообщение

доступных теоретических сведений по физической культуре;
4.

Формирование пространственной ориентации;

5.

Обучение двигательным действиям средствами физической

культуры и с помощью доступных средств коммуникации.
Развивающие задачи:
1.

Развитие физических качеств: силы, скорости, выносливости,

ловкости, точности движений, их координированности;
2.

Развитие ориентировки в собственном теле, пространстве

относительно своего тела на уровне выбора направления движения и

пространственных понятий (вверх-вниз; вправо-влево; сзади, спереди, около,
через, вокруг и т.п.);
3.

Развитие общей и мелкой моторики;

4.

Развитие сенсомоторных навыков и психомоторики, обогащение

чувственного опыта;
5.

Развитие способности к самостоятельному передвижению и

ориентировки в окружающем пространстве и пространстве школы;
6.

Развитие зрительно-моторной и слухомоторной координации;

7.

Развитие речи через движение, комментирование во время

выполнения упражнений, отчета о выполненных упражнениях; составление
простейшего

алгоритма

(плана)

разминки,

комплекса

физических

упражнений;
8.

Обогащение словаря спортивной терминологией.

Коррекционные:
1.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;

2.

Коррекция

нарушений

пространственной

и

временной

ориентировки на основе выполнения физических упражнений;
3.

Коррекция нарушений согласованности движений;

4.

Коррекция поведения, нарушений эмоционально-волевой сферы

средствами физических упражнений.
Оздоровительные:
1. Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование
правильной осанки;
6.

Поддержание устойчивой физической работоспособности на

достигнутом уровне;
7.

Профилактика вторичных отклонений в состоянии здоровья;

8.

Обеспечение

двигательной активности

достаточной
учащимся

физического и психического здоровья;
2

(адекватной)
с

разными

возможностями

Воспитательные:
1.

Раскрытие

потенциальных

специальных

способностей

и

интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной
деятельности;
2.

Формирование

и

воспитание

гигиенических

навыков

при

выполнении физических упражнений;
3.

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,

навыков здорового и безопасного образа жизни;
4.

Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими

упражнениями;

Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура
процесса

обучающихся

является составной частью образовательного
с

РАС.

Она

решает

образовательные,

воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и
находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой
категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному
труду, воспитывает положительные качества личности, способствует
социальной интеграции школьников в общество.
Физическое воспитание и развитие обучающихся с расстройством
аутистического спектра (далее - РАС) представляет довольно большую
сложность для педагога, т.к. при поступлении в школу у ребенка
присутствуют нарушения речи, а как один из возможных вариантов речь
может совсем отсутствовать, а также существуют большие сложности с
восприятием словесных инструкций и пониманием обращенной речи. Имеют
место нарушения коммуникативной функции и нежелание (невозможность в
силу

диагноза)

выстраивать

межличностные

связи

с

учителем

и

сверстниками, необходимые для формирования основ физической культуры и
физического развития. Так же у детей встречается: своеобразие движений:
3

произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие
стереотипных повторений одних и тех же движений. Боязнь всего нового,
приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки.
Для всестороннего развития личности обучающихся с РАС в процессе
приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей,
социальной адаптации в учебный план для учащихся данной категории на I
этапе обучения (дополнительный первый класс – 1/, 1 – 4 классы) вводится
курс «Физическая культура».

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты АООП по физической культуре включают
освоение

обучающимися

с

расстройством

аутистического

спектра

специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются
основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП по физической культуре определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-

выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;

-

знать основные правила поведения на уроках физической культуры и

осознанно их применять;
-

выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при

выполнении строевых команд;
-

принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с

различными исходными положениями;

4

-

взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении

подвижных игр, элементов соревнований; участвовать в подвижных играх и
эстафетах под руководством учителя;
-

знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием,

соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и
подвижных игр и др. видов физической культуры;
- владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме
дня (физкультминутки);
- выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием
учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- принимают активное участие

в подвижных играх и эстафетах со

сверстниками;
- узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной
активности и уметь их применять в практической деятельности;
- соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Личностные
начальными

результаты

навыками

включают

адаптации

в

овладение

окружающем

обучающимися

мире,

установок,

ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение физического и
психического
необходимыми

здоровья,
для

социальными

решения

(жизненными)

компетенциями,

практико-ориентированных

задач

и

обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
5

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

ребенка

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.

Содержание учебного предмета
Программой предусмотрены следующие виды работы:
- беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения
качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
- выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
- выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под
словесную инструкцию учителя;
- самостоятельное выполнение упражнений;
- занятия в тренирующем режиме;
- развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики,
легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков через
ознакомление с элементами спортивных и подвижных игр.

Разделы курса
Знания о физической
культуре

Тема
Правила поведения на уроках физической
культуры (техника безопасности). Чистота зала,
снарядов.

Физическая

Физическое
качества.

развитие.
Понятия

исполнительной

о

Теоретические сведения.
6

Осанка.

и

отдых.

Физические

предварительной

командах.

травм во время занятий.
Гимнастика

нагрузка

и

Предупреждение

Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения
о гимнастических снарядах и предметах. Правила
поведения

на

уроках

гимнастики.

Понятия:

колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о
правильной осанке, равновесии. Элементарные
сведения о скорости, ритме, темпе. Развитие
двигательных способностей и физических качеств
с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и
общеразвивающие упражнения):
- основные положения и движения рук, ног,
головы, туловища;
- упражнения для расслабления мышц;
- упражнения для мышц шеи;
- упражнения для укрепления мышц спины и
живота;
- упражнения для развития мышц рук и плечевого
пояса;
- упражнения для мышц ног;
- упражнения на дыхание;
- упражнения для развития мышц кистей рук и
пальцев;
- упражнения для формирования правильной
осанки;
- упражнения для укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
7

- с гимнастическими палками;
- с флажками;
- с малыми обручами;
- с малыми мячами;
- с большим мячом;
- с набивными мячами (вес 2 кг);
- упражнения на равновесие;
- лазанье и перелезание;
- упражнения для развития пространственновременной

дифференцировки

и

точности

движений;
- переноска грузов и передача предметов;
- прыжки.
Легкая атлетика

Теоретические сведения.
Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках
и метаниях. Правила поведения на уроках легкой
атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во
время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с
правильным

положением

тела

во

время

выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний.
Развитие

двигательных

способностей

и

физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал.
Ходьба. Бег. Прыжки. Метание.
Игры

Теоретические сведения.
Элементарные сведения о правилах игр и
поведении

во
8

время

игр.

Правила

игр.

Элементарные

игровые

технико-тактические

взаимодействия (выбор места, взаимодействие с
партнером,

командой

и

соперником).

Элементарные сведения по овладению игровыми
умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по
мячу.
Практический материал.
Подвижные игры:
- Коррекционные игры
- Игры с бегом;
- Игры с прыжками;
- Игры с лазанием;
- Игры с метанием и ловлей мяча;
- Игры с построениями и перестроениями;
-

Игры

с

элементами

общеразвивающих

упражнений;
- Игры с бросанием, ловлей, метанием.

Тематическое планирование
4 класс
№

Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Техника безопасности на уроках легкой атлетики
Построения в шеренгу и колонну
Значение физическая культуры для обучающихся
Построению в шеренгу, в колонну. Обучение
технике старт в беге
Челночный бег 3×10м. П/игра «Вызов номера»
Прыжки в высоту. Контроль пульса
Прыжки в высоту
Метания на дальность. Подвижная игра
«К своим флажкам»
9

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Бросок малого мяча
Упражнению «вис на гимнастической стенке на
время». Игра «Рыболов»
Прыжки и их разновидность. Подвижная игра
«Карусели»
Утренняя зарядка и её значение для организма.
Упражнения утренней зарядки
Режим дня школьника. Способы отжимания от пола.
Физкультминутка, её значение в жизни человека.
Упражнениям на формирование осанки
Развитие ловкости и координации в упражнениях
полосы препятствий
Тестирование техники выполнения двигательных
упражнений. Игры «День и ночь»
Игровые упражнения на внимание: «Запрещенное
движение» «Два Мороза»
Упражнениям на гимнастической скамейке
Осанка и её значение для здоровья человека
Комплекс упражнений «Ровная спина»
Т.Б. на уроках лыжной подготовки.
Подбор одежды в зависимости от погодных условий
Обучение технике повороты переступанием.
Подъема и спуска под уклон.
Подъема и спуска под уклон.
Личная гигиена человека. Игры «Запрещенное
движение», «Два мороза»
Подвижные игры на снегу «Самокат»
Строевые команды в строю. Ловля мяча после
подачи.
Правила трех шагов у сетки
Выполнение техники контрольных упражнений в
игре волейбол.
Т.Б. на уроках п/игр. Спортивная форма и обувь
Техника способов перемещения по площадке в игре
футбол.
Проведение игры на развитие координации
движений и внимания («Попади в цель»)
Техника встречной эстафеты на 30 м.
Разучивание п/игры с элементами волейбола
Техника прыжка в длину с места. Разучивание
прыгучести в эстафете «Кто дальше прыгнет!»
Упражнения на освоения равновесия на месте и в
движении
10

Материально-техническое обеспечение
1. Комплект

навесного

оборудования

(перекладина,

мишени,

тренировочные баскетбольные щиты)
2. Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные,
волейбольные, футбольные
3. Палка гимнастическая
4. Скакалка детская
5. Мат гимнастический
6. Кегли
7. Обруч пластиковый детский
8. Комплекты плакатов по методике обучения двигательным
действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и
коррегирующим упражнениям.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».