2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. АООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. Адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология». Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об окружающем мире, умения ориентироваться в мире растений, использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи обучения: − формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений; − формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: приемам выращивания и ухода за растениями, использованию знаний для решения бытовых и экологических проблем; − формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни; − развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции; Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе определяет следующие задачи: − формирование у обучающихся представлений об особенностях природы, условиях произрастания разных видов растений; − формирование представлений об органах цветкового растения; их значении в жизни растений; − формирование представлений о группах растений по месту их произрастания, 3 особенностях их внешнего строения, биологических особенностях, практическом применении растений; − формирование умения называть и показывать на иллюстрациях и узнавать в природе изученные культурные и дикие виды растений; − формирование умения применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, выращивание рассады); − формирование знаний правил поведения в природе; взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 7 классе Личностные результаты: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к живой и неживой природе; формирование бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и культурным достопримечательностям страны; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, участия в пропаганде сохранения окружающей среды, бережного отношения к природе; формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту, гармонию окружающей природы. Уровни достижения предметных результатовпо учебному предмету «Биология» в 7 классе Минимальный уровень: − узнавать и называть объекты неживой и живой природы; − называть общие признаки изученных групп растений, условия их произрастания; − описывать особенности внешнего вида изученных растений, называтьосновные части цветкового растения; − использовать биологические знания в повседневной жизни; − выполнять совместно с учителем практические работы; − владеть практическими навыками безопасного поведения в случаяхконтакта с ядовитыми видами растений; 4 − соблюдать основные правила безопасного поведения в природе. Достаточный уровень: − иметь представление об объектах неживой и живой природы; − знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком; − устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видомобъекта (единство формы и функции); − знать признаки сходства и различия между группами растений ; − выполнять классификации на основе выделения общих признаков; − узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); − знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; − выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя − владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 7 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. 5 Критерии оценки предметных результатов Устный ответ: Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программногоматериала; − умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; − не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания всего изученного программного материала; − умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри- предметные связи, применять полученные знания на практике; − допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания и усвоение изученного программного материала науровне минимальных требований; − умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затрудненияпри ответах на видоизмененные вопросы; − допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «2» не ставится. Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии. Оценка «5»: − правильно по заданию учителя проведено наблюдение; − полно раскрыто содержание материала в объеме программы; 6 − четко и правильно даны определения; − вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Оценка «4»: − наблюдение проведено самостоятельно; − частично раскрыто основное содержание материала; − в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения; − вывод неполный. Оценка «3»: − наблюдение проведено с помощью учителя; − усвоено основное содержание материала; − определения понятий нечеткие; − допущены ошибки и неточности в выводе. − наблюдение проведено с помощью учителя; − усвоено основное содержание материала; − определения понятий нечеткие; − допущены ошибки и неточности в выводе. Оценка «2» не ставится. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» ставится если: − обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; − допустил не более одного недочета. Оценка «4» ставится если: − обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; − обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов. Оценка «3» ставится, если: − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустилне более двух грубых ошибок; − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустилне более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустилне более двух-трех негрубых ошибок. 7 Оценка «2» не ставится. I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается в 7 классе с раздела «Растения», в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения». Основными организационными формами работы на уроке биологии являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,работа в парах. При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти; − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации); − метод проблемного изложения материала (постановка проблемы и показ пути ее решения); − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, обучающиеся самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов; в ходе проведения экскурсий). 8 Содержание разделов № п/п Название раздела, темы 1. Введение 2. Общее знакомство с цветковыми растениями 3. Растения леса 4. Комнатные растения 5. Цветочно- декоративные растения 6. Растения поля 7. Овощные растения 8. Растения сада Итого: 9 Календарно – тематическое планирование по биологии Класс – 7 Количество часов в год – 17 Количество часов в неделю – 0,5 № п/п 1 2 3 Название раздела Тема урока Введение – 1 час Введение. Многообразие растений. Цветковые и бесцветковые растения. Общее знакомство с цветковыми растениями5 часов Общие сведения о цветковых растениях. Культурные и дикорастущие растения. Лабораторная работа: «Органы цветкового растения». Подземные органы растения. Корень. Колво часов Программное содержание Дифференциация видов деятельности: минимальный уровень Дифференциация видов деятельности: достаточный уровень 1 Повторение основных сведений о неживой и живой природе. Разнообразие размеров, форм,места произрастания растений. Рассказывают о значении растений для человека. Рассказывают по рисункам, как человек использует растения. Выполняют работу в тетради на печатной основе. Показывают на рисунках и называют растения разных размеров, формы, места произрастания, о их значении и охране. Рассказывают о роли растений в жизни животных и человека, о значении растений и их охране. 1 Формирование знаний об органах цветкового растения. Называют части растения по рисунку, выполняют задание рабочей тетради (подписывают части растений на рисунке) 1 Формирование знаний о строении корня. Называют и показывают по рисунку в рабочей тетради Находят и называют части цветкового растения на примере живого образца. Выполняют задания по плану лабораторной работы. Работают со схемами, рисунками, выполняют задания в рабочей тетради, делают вывод о строении цветкового растения, значении каждой части для растения. Показывают на растении подземную егочасть. 10 подземные части растения, раскрашивают части корня. 4 Стебель. Строение стебля. 5 Лист. Внешнее строение листа. Простыеи сложные листья. Лабораторная работа 1 1 Формирование знаний о строении и образовании стебля, положении стебля в пространстве. Рассматривают и показывают на рисунках стебель, называют части стебля; называют, из чего образуется стебель, что называется побегом. Рассказывают о положении стебля в пространстве (плети, усы). Формирование знаний о внешнем строении листа. Называют по рисунку части листа (листовая пластинка, черешок), как прикрепляется лист к стеблю; называют Раскрашивают части корня растения на рисунке. Выполняют задания в рабочей тетради: подписывают названия корневых системна рисунке. Работают со схемами, заполняют таблицу: записывают из чего развиваютсяразные виды корней. Показывают побег и стебель растения нанатуральных объектах, называют виды стеблей, из чего образуется стебель. Называют, что стебель с листьями и почками это побег. Перечисляют функции стебля. Приводят примеры о разнообразии стеблей растений, называют растения с разным положением стебля в пространстве. Выполняют задание в рабочей тетради: подписывают на рисунке части побега; делают вывод, что он вырастает из зародышевого стебелька. По гербариям, рисункам, натуральным объектам находят и называют части листа, способы их 11 «Внешнее строение листа». 6 Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа: «Строение цветка» простые и сложные листья, рассматривают расположение жилок на листовой пластинке. Рассказывают о разнообразии листьев, формах листовых пластинок. Под руководством учителя выполняют лабораторную работу, выполняют задания в рабочей тетради (рисунки листовых пластинок, подписи простых и сложных листьев). 1 Формирование знаний о строении цветка. Называют части цветка по рисунку, подписывают и раскрашивают в разные цвета части цветка. Выписывают новые термины - название частей цветка в тетрадь. Под руководством учителя выполняют лабораторную работу «Строение цветка». прикрепления к стеблю,типы жилкования, простые и сложные листья. Приводят примеры растений. Сравнивают листовые пластинки, находят черты сходства и отличия, называют отличительные признаки листовых пластинок, делают вывод об их разнообразии. Выполняют лабораторную работу, задания в рабочей тетради (работают с гербариями, натуральными объектами, рисунками); делают вывод о разнообразии листьев, приводят примеры, показывая их разнообразие на растениях и гербариях; рисуют разные по форме листья растений, подписывают простые и сложные листья на рисунках в рабочей тетради. Узнают и показывают на схематических рисунках и натуральных объектах части цветка, читают названия, подписывают на схемах в рабочих тетрадях; сравнивают строение цветков двух растений, называют черты сходства и различия, признаки сходства и различия записывают в 12 таблицу рабочей тетради. Выполняют задания лабораторной работы в рабочей тетради. Отвечают на вопросы: что образуется из каждой части цветка; называют признаки разнообразия цветков. Растения леса – 3 часа 7 Растения леса. Некоторые биологические особенности леса. 1 Формирование знаний о растениях леса, о некоторых биологических особенностях леса. Рассматривают на рисунках разнообразие древесных и травянистых растений, произрастающих в лесу; называют виды растений, их биологические особенности и особенности внешнего строения произрастающих в лесу растений. 8 Лиственные деревья. Практическая работа: определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам. 1 Расширение и систематизация знаний об особенностях внешнего строения лиственных деревьев, их разнообразии. Узнают и называют по рисункам, слайдам, фотографиям виды лиственных деревьев (береза, дуб, липа, осина). Подписывают на рисунках части лиственного дерева. Под руководством учителя выполняют практическую работу: определяют возраст лиственных деревьевпо годичным кольцам на спилах древесных стволов. Называют биологические особенности леса. Называют признаки разных форм растительных объектов леса (дерево, кустарник, трава); находят черты сходства и отличия; описывают особенности их внешнего вида и условий произрастания. Устанавливают взаимосвязи между природными компонентами леса. Узнают и называют виды лиственных деревьев (береза, дуб, липа осина); на основе сравнительной характеристики находят общие и отличительные признаки их строения, делают вывод об общих и отличительных признаках строения лиственных деревьев; называют условия их произрастания, устанавливают взаимосвязь между средой обитанияи внешним видом. 13 9 Хвойные деревья. Практическая работа «Определение возраста хвойных деревьев по мутовкам». 1 Расширение представлений об особенностях внешнего строения и условиях произрастания хвойных деревьев. Узнают по внешнему виду и называют хвойные деревья, произрастающие в лесу (ель, сосна); описывают внешний вид, рассказывают об отличительных особенностях строения листьев и шишек сосны и ели; под руководством учителя выполняют практическую работу по определению возраста сосны по мутовкам. Рассказывают об использовании древесины различных видов лиственных деревьев. Выполняют практическую работу: определяют возраст лиственных деревьев по годичным кольцам на спилах древесных стволов, делают вывод, что возраст лиственного дерева определяется количеством годичных колец. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом объекта. Узнают и называют по рисункам, слайдам, в натуре хвойные деревья (сосна, ель). Сравнивают особенности внешнегостроения сосны и ели, хвойных и лиственных деревьев. Называют условия произрастания, признаки взаимосвязи внешнего вида и среды обитания растений; под руководством учителя выполняют практическую работу по определению возраста сосны по мутовкам, используя ветки сосны. Делают вывод об определении возраста хвойных деревьев по 14 количеству мутовок. Составляют рассказ по плану о хозяйственном значении сосны и ели. Комнатные растения – 2 часа 10 Разнообразие комнатных растений. Светолюбивые растения. 1 Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях светолюбивых растений. Узнают светолюбивые растения (бегония, герань, хлорофитум) на рисунках, в натуре. Называют особенности их внешнего вида, биологические особенности светолюбивых растений. Рассказывают об особенностях ухода, выращивания, размножения. 11 Практические работы: «Черенкованиекомнатных растений.Посадка 1 Закрепление знаний окомнатных растениях, Работают с карточкой по составлению последовательности работы Узнают и называют светолюбивые растения (бегония, герань, хлорофитум) в натуральном виде, на рисунках и слайдах. Сравнивают, называют особенностиих внешнего строения, устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Отмечают биологические особенности светолюбивых растений. Называют как биологические особенности влияют на особенности ухода, выращивания размножения светолюбивых растений. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом растений, делают вывод об особенностях строения светолюбивых растений. Подписывают на рисунках светолюбивые растения. Называют условия, необходимые для роста и развития комнатных растений. 15 укорененных черенков» формирование практических умений черенкования и посадки комнатных растений укорененными черенками. при подготовке черенков комнатных растений, под руководством учителя выполняют практические работы по черенкованию и посадке укорененных черенков. Составляют памятку по этапам работы черенкования и посадки укорененных черенков. Под руководством учителя выполняют работы по черенкованию комнатных растений (фиалка, герань). Отрабатывают навыки правильного черенкования и посадки окорененных черенков. Делают вывод о видах размножения комнатных растений. Формирование знаний об особенностях внешнего строения и выращивания многолетних растений. Узнают и называют по таблице, рисункам, слайдам многолетние растения (флоксы, георгины), отмечают особенности внешнего строения. Рассказывают об особенностях выращивания растений, размещении в цветнике Узнают и называют изученные многолетние растения (флоксы, георгины) по рисункам и в натуре, рассказывают об особенностях внешнего строения. Делают вывод об их разнообразие по строению и окраске цветов, выделяют существенные признаки многолетних растений, их отличие от двулетних и однолетних. Рассказывают об особенностях их выращивания, размещении в цветнике, правилах ухода за растениями. Выполняют задание в тетради, подписывают рисунки. Цветочно-декоративные растения – 1 час 12 Многолетние растения: флоксы, георгины. Особенности внешнего строения ивыращивания. 1 16 Растения поля – 1 час 13 Хлебные (злаковые) растения. Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. 14 Однолетние овощные растения: помидор, огурец. 1 Формирование знаний об особенностях внешнего строения и биологических особенностях злаковых растений. Узнают и называют по рисункам, слайдам, гербариям хлебные растения (пшеница, рожь, овес, кукуруза), рассказывают об особенностях внешнего строения, отмечают их сходство. Рассказывают, зачем человек выращивает злаковые, почему их называют хлебные злаковые. 1 Формирование знаний об особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращивания помидор и огурцов. Узнают и называют по рисункам, слайдам растения помидор и огурцов, рассказывают об особенностях внешнего вида, как выращивают растения (посев, уход, уборка), пользе растений. Показывают на опорных картинках последовательность развития однолетних овощных растений от семени до семени. Узнают и называют по рисункам, слайдам, гербариям растения, которые относятся к злаковым (пшеница, рожь, овес, кукуруза); показывают разные виды хлебных растений на таблице, гербариях,в натуре. Рассказывают об особенностях внешнего строения этих растений, отмечают черты сходства и отличия, называют биологические особенности растений. Делают вывод о сходстве внешнего вида хлебных растений. Овощные растения – 2 часа 17 15 Двулетние овощные растения: морковь, свекла. 16 Растения сада. Яблоня, груша. 1 Формирование знаний об особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращивания моркови, свеклы. Узнают и называют по рисункам, слайдам растения моркови, свеклы; рассказывают об особенностях внешнего вида, как выращивают растения (посев, уход, уборка), пользе растений, использовании в питании корнеплодов. Показывают на опорных картинках последовательность развития двулетних овощных растений от семени до семени. Узнают и называют по рисункам, слайдам, в натуре растения моркови, свеклы. Рассказывают об особенностях внешнего строения, сравнивают морковь и свеклу, находят общие и отличительные особенности строения (корнеплоды). Называют биологические особенности выращивания (посев, уход, уборка), отличие в выращивании однолетних и двулетних растений. Рассказывают о пользе корнеплодов для человека. Работают с опорными картинками: особенности развития двудольных растений от семени до семени. 1 Формирование знаний о биологических особенностях и особенностях размножения растений сада (яблони, груши). Узнают на рисунках и называют растения яблони, груши. Рассказываю о биологических особенностях сада, созревании плодов, особенностях размножения. Называют по коллекциям вредителей сада, какой вред они приносят растениям; рассказывают о способах борьбы с ними. В рабочей тетради раскрашивают плоды яблони и Узнают на рисунках, таблицах, слайдах садовые растения (яблоня, груша), рассказывают о строении древесных растений, называют отличительные признаки. Сравнивают строение яблони и груши, находят общее и отличие. Рассказывают о биологических особенностях растений: сроки созревания плодов, особенности размножения. Называют вредителей сада, Растения сада – 1 час 18 груши. 17 Итоговое тестирование способы борьбы с ними. В рабочей тетради рисуют плоды яблони и груши. 1 19