АРП «Биология» для обучающихся 7 классов

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе
адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП УО вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
АООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
Адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи
учебного предмета «Биология».
Цель

учебного

предмета

-

формирование

элементарных

знаний

об

окружающем мире, умения ориентироваться в мире растений, использовать полученные
знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах живой
природы: строении и жизни растений;
− формирование умений и навыков практического применения биологических
знаний: приемам выращивания и ухода за растениями, использованию знаний для
решения бытовых и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе,
способствовать
экологическому,
эстетическому,
физическому,
санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
− развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать

причинно-следственные

зависимости,

расширять

лексический

запас,

развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе определяет
следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений об особенностях природы,
условиях произрастания разных видов растений;
− формирование представлений об органах цветкового растения; их значении в
жизни растений;
− формирование представлений о группах растений по месту их произрастания,
3

особенностях их внешнего строения, биологических особенностях, практическом
применении растений;
− формирование умения называть и показывать на иллюстрациях и узнавать
в природе изученные культурные и дикие виды растений;
− формирование умения применять полученные знания и сформированные
умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, выращивание рассады);
− формирование знаний правил поведения в природе; взаимосвязей между
природными компонентами, природой и человеком.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Биология» в 7 классе
Личностные результаты:

 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на
пришкольном участке;

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к живой и неживой
природе;

 формирование бережного отношения к истории и культуре других народов,
природным и культурным достопримечательностям страны;

 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, участия в
пропаганде сохранения окружающей среды, бережного отношения к природе;

 формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту, гармонию
окружающей природы.
Уровни достижения предметных результатовпо
учебному предмету «Биология» в 7 классе
Минимальный уровень:
− узнавать и называть объекты неживой и живой природы;
− называть общие признаки изученных групп растений, условия их произрастания;
− описывать особенности внешнего вида изученных растений, называтьосновные
части цветкового растения;
− использовать биологические знания в повседневной жизни;
− выполнять совместно с учителем практические работы;
− владеть практическими навыками безопасного поведения в случаяхконтакта с
ядовитыми видами растений;
4

− соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и
человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видомобъекта
(единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений ;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их
для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной
(ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Биология» в 7 классе
Оценка

личностных

результатов

предполагает,

прежде

всего,

оценку

продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:

 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.

5

Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программногоматериала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и

примеров

обобщать,

делать

выводы,

устанавливать

межпредметные

и

внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала,
при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления
письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри- предметные связи,
применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной
речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала науровне
минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затрудненияпри ответах
на видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии.
Оценка «5»:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
6

− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»:
− наблюдение проведено самостоятельно;
−

частично раскрыто основное содержание материала;

− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный.
Оценка «3»:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух
недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустилне более двух
грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустилне более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустилне более
двух-трех негрубых ошибок.
7

Оценка «2» не ставится.

I.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается в 7 классе с
раздела «Растения», в котором все растения объединены в группы не по семействам, а
по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для
понимания

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как
«Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения».
Основными организационными формами работы на уроке биологии являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование следующих
методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения материала (постановка проблемы и показ пути ее
решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, обучающиеся самостоятельно
исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов; в ходе
проведения экскурсий).

8

Содержание разделов
№ п/п

Название

раздела, темы

1.

Введение

2.

Общее знакомство с цветковыми растениями

3.

Растения леса

4.

Комнатные растения

5.

Цветочно- декоративные растения

6.

Растения поля

7.

Овощные растения

8.

Растения сада
Итого:

9

Календарно – тематическое планирование по биологии
Класс – 7
Количество часов в год – 17
Количество часов в неделю – 0,5
№ п/п

1

2

3

Название раздела
Тема урока

Введение – 1 час
Введение. Многообразие
растений.
Цветковые и бесцветковые
растения.

Общее знакомство с
цветковыми растениями5 часов
Общие сведения о
цветковых растениях.
Культурные и
дикорастущие растения.
Лабораторная работа:
«Органы цветкового
растения».

Подземные органы
растения. Корень.

Колво
часов

Программное содержание

Дифференциация видов
деятельности: минимальный
уровень

Дифференциация видов
деятельности: достаточный
уровень

1

Повторение основных
сведений о неживой и
живой природе.
Разнообразие
размеров, форм,места
произрастания
растений.

Рассказывают о значении
растений для человека.
Рассказывают по рисункам,
как человек использует
растения.
Выполняют работу в тетради
на печатной основе.

Показывают на рисунках и
называют растения разных
размеров,
формы,
места
произрастания, о их значении
и охране.
Рассказывают о роли растений в
жизни животных и человека, о
значении растений и их охране.

1

Формирование знаний
об органах цветкового
растения.

Называют части растения по
рисунку, выполняют задание
рабочей тетради
(подписывают части растений
на рисунке)

1

Формирование знаний о
строении корня.

Называют и показывают по
рисунку в рабочей тетради

Находят и называют части
цветкового растения на
примере живого образца.
Выполняют задания по плану
лабораторной работы.
Работают со схемами,
рисунками, выполняют задания
в рабочей тетради, делают
вывод о строении цветкового
растения, значении каждой
части для растения.
Показывают на растении
подземную егочасть.
10

подземные части растения,
раскрашивают части корня.

4

Стебель. Строение стебля.

5

Лист.
Внешнее строение листа.
Простыеи сложные листья.
Лабораторная работа

1

1

Формирование знаний о
строении и образовании
стебля, положении
стебля в пространстве.

Рассматривают и показывают
на рисунках стебель,
называют части стебля;
называют, из чего образуется
стебель, что называется
побегом. Рассказывают о
положении стебля в
пространстве (плети, усы).

Формирование знаний о
внешнем строении листа.

Называют по рисунку части
листа (листовая пластинка,
черешок), как прикрепляется
лист к стеблю; называют

Раскрашивают части корня
растения на рисунке.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
подписывают названия
корневых системна рисунке.
Работают со схемами,
заполняют таблицу:
записывают из чего
развиваютсяразные виды
корней.
Показывают побег и стебель
растения нанатуральных
объектах, называют виды
стеблей, из чего образуется
стебель.
Называют, что стебель с
листьями и почками это
побег.
Перечисляют функции стебля.
Приводят примеры о
разнообразии стеблей
растений, называют растения
с разным положением стебля
в пространстве.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
подписывают на рисунке
части побега; делают вывод,
что он вырастает из
зародышевого стебелька.
По гербариям, рисункам,
натуральным объектам
находят и называют части
листа, способы их
11

«Внешнее строение листа».

6

Цветок.
Строение цветка.
Лабораторная работа:
«Строение цветка»

простые и сложные листья,
рассматривают
расположение жилок на
листовой пластинке.
Рассказывают о
разнообразии листьев,
формах листовых пластинок.
Под руководством учителя
выполняют лабораторную
работу, выполняют задания в
рабочей тетради (рисунки
листовых пластинок, подписи
простых и сложных листьев).

1

Формирование знаний о
строении цветка.

Называют части цветка по
рисунку, подписывают и
раскрашивают в разные цвета
части цветка.
Выписывают новые термины
- название частей цветка в
тетрадь.
Под руководством учителя
выполняют лабораторную
работу «Строение цветка».

прикрепления к стеблю,типы
жилкования, простые и
сложные листья.
Приводят примеры растений.
Сравнивают листовые
пластинки, находят черты
сходства и отличия, называют
отличительные признаки
листовых пластинок, делают
вывод об их разнообразии.
Выполняют лабораторную
работу, задания в рабочей
тетради (работают с
гербариями, натуральными
объектами, рисунками);
делают вывод о разнообразии
листьев, приводят примеры,
показывая их разнообразие на
растениях и гербариях;
рисуют разные по форме
листья растений,
подписывают простые и
сложные листья на рисунках в
рабочей тетради.
Узнают и показывают на
схематических рисунках и
натуральных объектах части
цветка, читают названия,
подписывают на схемах в
рабочих тетрадях;
сравнивают строение цветков
двух растений, называют
черты сходства и различия,
признаки сходства и
различия записывают в
12

таблицу рабочей тетради.
Выполняют задания
лабораторной работы в
рабочей тетради.
Отвечают на вопросы: что
образуется из каждой части
цветка; называют признаки
разнообразия цветков.
Растения леса – 3 часа
7

Растения леса.
Некоторые биологические
особенности леса.

1

Формирование знаний о
растениях леса, о
некоторых
биологических
особенностях леса.

Рассматривают на рисунках
разнообразие древесных и
травянистых растений,
произрастающих в лесу;
называют виды растений, их
биологические особенности и
особенности внешнего
строения произрастающих в
лесу растений.

8

Лиственные деревья.
Практическая работа:
определение возраста
лиственных деревьев по
годичным кольцам.

1

Расширение и
систематизация
знаний об
особенностях
внешнего строения
лиственных деревьев,
их разнообразии.

Узнают и называют по
рисункам, слайдам,
фотографиям виды
лиственных деревьев
(береза, дуб, липа, осина).
Подписывают на рисунках
части лиственного дерева.
Под руководством
учителя выполняют
практическую работу:
определяют возраст
лиственных деревьевпо
годичным кольцам на
спилах древесных стволов.

Называют биологические
особенности леса.
Называют признаки разных
форм растительных объектов
леса (дерево, кустарник, трава);
находят черты сходства и
отличия; описывают
особенности их внешнего вида
и условий произрастания.
Устанавливают взаимосвязи
между природными
компонентами леса.
Узнают и называют виды
лиственных деревьев (береза,
дуб, липа осина); на основе
сравнительной характеристики
находят общие и
отличительные признаки их
строения, делают вывод об
общих и отличительных
признаках строения
лиственных деревьев;
называют условия их
произрастания, устанавливают
взаимосвязь между средой
обитанияи внешним видом.
13

9

Хвойные деревья.
Практическая работа
«Определение возраста
хвойных деревьев по
мутовкам».

1

Расширение
представлений об
особенностях внешнего
строения и условиях
произрастания хвойных
деревьев.

Узнают по внешнему виду и
называют хвойные деревья,
произрастающие в лесу (ель,
сосна); описывают внешний
вид, рассказывают об
отличительных особенностях
строения листьев и шишек
сосны и ели; под
руководством учителя
выполняют практическую
работу по определению
возраста сосны по мутовкам.

Рассказывают об
использовании древесины
различных видов лиственных
деревьев.
Выполняют практическую
работу: определяют возраст
лиственных деревьев по
годичным кольцам на спилах
древесных стволов, делают
вывод, что возраст
лиственного дерева
определяется количеством
годичных колец.
Устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
внешним видом объекта.
Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
хвойные деревья (сосна, ель).
Сравнивают особенности
внешнегостроения сосны и
ели, хвойных и лиственных
деревьев.
Называют условия
произрастания, признаки
взаимосвязи внешнего вида и
среды обитания растений;
под руководством учителя
выполняют практическую
работу по определению
возраста сосны по мутовкам,
используя ветки сосны.
Делают вывод об
определении возраста
хвойных деревьев по
14

количеству мутовок.
Составляют рассказ по плану
о хозяйственном значении
сосны и ели.
Комнатные растения – 2
часа
10

Разнообразие комнатных
растений.
Светолюбивые растения.

1

Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
светолюбивых
растений.

Узнают светолюбивые
растения (бегония, герань,
хлорофитум) на рисунках, в
натуре.
Называют особенности их
внешнего вида, биологические
особенности светолюбивых
растений. Рассказывают об
особенностях ухода,
выращивания, размножения.

11

Практические работы:
«Черенкованиекомнатных
растений.Посадка

1

Закрепление знаний
окомнатных
растениях,

Работают с карточкой по
составлению
последовательности работы

Узнают и называют
светолюбивые растения
(бегония, герань, хлорофитум)
в натуральном виде, на
рисунках и слайдах.
Сравнивают, называют
особенностиих внешнего
строения, устанавливают
взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом.
Отмечают биологические
особенности светолюбивых
растений.
Называют как биологические
особенности влияют на
особенности ухода,
выращивания размножения
светолюбивых растений.
Устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
внешним видом растений,
делают вывод об особенностях
строения светолюбивых
растений.
Подписывают на рисунках
светолюбивые растения.
Называют условия,
необходимые для роста и
развития комнатных растений.
15

укорененных черенков»

формирование
практических
умений
черенкования и
посадки комнатных
растений
укорененными
черенками.

при подготовке черенков
комнатных растений, под
руководством учителя
выполняют практические
работы по черенкованию и
посадке укорененных
черенков.

Составляют памятку по этапам
работы черенкования и посадки
укорененных черенков. Под
руководством учителя
выполняют работы по
черенкованию комнатных
растений (фиалка, герань).
Отрабатывают навыки
правильного черенкования и
посадки окорененных черенков.
Делают вывод о видах
размножения комнатных
растений.

Формирование знаний об
особенностях внешнего
строения и выращивания
многолетних растений.

Узнают и называют по
таблице, рисункам, слайдам
многолетние растения
(флоксы, георгины), отмечают
особенности внешнего
строения.
Рассказывают об
особенностях выращивания
растений, размещении в
цветнике

Узнают и называют изученные
многолетние растения
(флоксы, георгины) по
рисункам и в натуре,
рассказывают об особенностях
внешнего строения.
Делают вывод об их
разнообразие по строению и
окраске цветов, выделяют
существенные признаки
многолетних растений, их
отличие от двулетних и
однолетних.
Рассказывают об особенностях
их выращивания, размещении
в цветнике, правилах ухода за
растениями.
Выполняют задание
в тетради, подписывают
рисунки.

Цветочно-декоративные
растения – 1 час
12

Многолетние растения:
флоксы, георгины.
Особенности внешнего
строения ивыращивания.

1

16

Растения поля – 1 час
13

Хлебные (злаковые)
растения.
Особенности внешнего
строения и биологические
особенности растений.

14

Однолетние овощные
растения: помидор, огурец.

1

Формирование знаний об
особенностях внешнего
строения и
биологических
особенностях злаковых
растений.

Узнают и называют по
рисункам, слайдам,
гербариям хлебные
растения (пшеница, рожь,
овес, кукуруза),
рассказывают об
особенностях внешнего
строения, отмечают их
сходство.
Рассказывают, зачем человек
выращивает злаковые, почему
их называют хлебные
злаковые.

1

Формирование знаний об
особенностях внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания помидор и
огурцов.

Узнают и называют по
рисункам, слайдам растения
помидор и огурцов,
рассказывают об
особенностях внешнего
вида, как выращивают
растения (посев, уход,
уборка), пользе растений.
Показывают на опорных
картинках
последовательность
развития однолетних
овощных растений от
семени до семени.

Узнают и называют по
рисункам, слайдам,
гербариям растения, которые
относятся к злаковым
(пшеница, рожь, овес,
кукуруза); показывают
разные виды хлебных
растений на таблице,
гербариях,в натуре.
Рассказывают об
особенностях внешнего
строения этих растений,
отмечают черты сходства и
отличия, называют
биологические особенности
растений.
Делают вывод о сходстве
внешнего вида хлебных
растений.

Овощные растения – 2 часа

17

15

Двулетние овощные
растения: морковь, свекла.

16

Растения сада.
Яблоня, груша.

1

Формирование знаний об
особенностях внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания моркови,
свеклы.

Узнают и называют по
рисункам, слайдам растения
моркови, свеклы;
рассказывают об особенностях
внешнего вида, как
выращивают растения (посев,
уход, уборка), пользе
растений, использовании в
питании корнеплодов.
Показывают на опорных
картинках последовательность
развития двулетних овощных
растений от семени до семени.

Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
растения моркови, свеклы.
Рассказывают об
особенностях внешнего
строения, сравнивают морковь
и свеклу, находят общие и
отличительные особенности
строения (корнеплоды).
Называют биологические
особенности выращивания
(посев, уход, уборка), отличие
в выращивании однолетних и
двулетних растений.
Рассказывают о пользе
корнеплодов для человека.
Работают с опорными
картинками: особенности
развития двудольных
растений от семени до семени.

1

Формирование знаний о
биологических
особенностях и
особенностях
размножения растений
сада (яблони, груши).

Узнают на рисунках и
называют растения яблони,
груши.
Рассказываю о биологических
особенностях сада, созревании
плодов, особенностях
размножения.
Называют по коллекциям
вредителей сада, какой вред
они приносят растениям;
рассказывают о способах
борьбы с ними.
В рабочей тетради
раскрашивают плоды яблони и

Узнают на рисунках, таблицах,
слайдах садовые растения
(яблоня, груша), рассказывают
о строении древесных растений,
называют отличительные
признаки.
Сравнивают строение яблони и
груши, находят общее и
отличие.
Рассказывают о биологических
особенностях растений: сроки
созревания плодов,
особенности размножения.
Называют вредителей сада,

Растения сада – 1 час

18

груши.

17

Итоговое тестирование

способы борьбы с ними.
В рабочей тетради рисуют
плоды яблони и груши.

1

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».