Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушениями интеллекта (вариант 1)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее — АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, разработанная на основе Стандарта, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций (Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).
Адаптированная основная общеобразовательная программа МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации, планируемым результатам освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты
реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения
обучающимися АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел (вариант 1) включает в себя:
-программу формирования учебных действий обучающихся с умственной отсталостью;
-программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и
курсов внеурочной деятельности;
-программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной
отсталостью;
-программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
-программу коррекционной работы;
-программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план АООО (реализующий предметные и
коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему
специальных условий реализации АООП ООО обучающихся с с умственной отсталостью.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной
отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том
числе и на основе индивидуального учебного плана.
АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе
специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования
обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов опора на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в
психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных
организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание
диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки,
обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.
В реализации ФАООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три этапа:
I этап - 1 - 4 классы и дополнительный класс;
II этап - 5 - 9 классы;
III этап - 10 - 12 классы.
